Юридическая клиника по Мейеру - так можно назвать модельные занятия, которые с начала учебного года стали практиковаться в Лаборатории цивилистики.
Лаборатория цивилистики рассматривает термин «юридическая клиника» в широком смысле. Это и Школа-практика, и юридическая консультация, и площадка для формирования специальных знаний и навыков, необходимых для принятия в будущем справедливых, а, следовательно законных судебных актов. Для вынесения справедливых решений необходимо быть вооруженным знанием. Вооружающийся знаниями – воин права и справедливости. Если право форма, то справедливость - содержание. В единстве. Где право, там и справедливость. Где справедливость, там и право. В иностранных языках право и есть справедливость.
Мы обещали информировать сообщество о делах Школы-клиники, что ныне и выполняем.
В прошлом информационном выпуске вестника «Юридическая клиника» в центре исследования фигурировал казус «О московской квартире и подмене понятий». Казус был представлен в хронологическом изложении событий, происходящих с участниками, и в первую очередь с гражданином Ш., который и обратился за правовой помощью в юридическую клинику.
Напомним коротко предысторию дела.
В центре исследования – дело о «законном» отъеме квартиры г-на Ш. Под «законным» отъемом в данном деле понимается цепочка действий-бездействий судебной машины и правоохранительных органов. Все органы, убедившись в сложности и явной длительности дела, отсутствия у Ш. средств для приглашения специалиста, решили не озадачиваться защитой явно попранных прав. Дело неоднократно слушалось в районных судах г. Москвы, явилось предметом рассмотрения кассационных инстанций Мосгорсуда, изучались документы и в правоохранительных органах. Представители истца Ш. сменяли друг друга, но результат для него оставался неизменно отрицательный. Дело приняло затяжной, а скорее тупиковый для Истца характер.
Ситуация обострена тем, что семидесятилетний г-н Ш., в результате реализованной сомнительной схемы (назовем случившееся пока так), оказался лишенным жилища и находился в полном отчаянии, утратил веру в правосудие и справедливость.
Задача перед слушателями этого сложного, многоаспектного дела стояла не из простых. Помочь Ш., а он обратился в нашу юридическую клинику именно за помощью, можно только вернув ему жилье.
Что может и должен предпринять юрист на данном этапе? Какую, а главное как и с помощью каких инструментов выработать правовую позицию для защиты Ш.? Какие документы необходимо составить и какие слова подобрать и сказать Ш. в столь трудной для него жизненной ситуации? Полагаем, что с ответов на эти вопросы и начинается юрист, начинается формирование, как сейчас принято говорить специальных профессиональных компетенций.
Октябрь, 2011 г.
Итак, шаг первый. Исследовать материалы дела (именно исследовать, а не прочитать); сформировать вопросы к участникам процесса и провести беседу; направить усилия на определение обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела; определить подлежащие применению законы; правильно установить правоотношения сторон; определить круг инструментов – средств доказывания.
В итоге: После ознакомления с делом, студенты, сопоставив показания Ш. и документы, обратили внимание на явную их противоречивость, что как известно является показателем пробельности, неполноты предыдущего правового исследования. Объектом внимания стал договор, в соответствии с которым Ш. лишился жилища, а точнее подпись Ш., который утверждал, что никогда не подписывал этого документа. Перед студентами встал вопрос уточняющего свойства – обращался ли Ш. к суду с надлежащим ходатайством о проведении почерковедческой экспертизы, и если обращался, то как могло случиться, что его обоснованная просьба, снабженная всеми возможными ссылками на статьи законов, осталась без внимания суда. Почему наличие такого обилия бумаг, находящихся в деле Ш., не способствовало восстановлению его имущественных прав?
Для многих юристов эти вопросы давно приобрели характер риторический. В ходе же изучения дела Ш., в котором еще много предстоит осмыслить и сделать, принято решение – подвергнуть сомнительный договор экспертному исследованию.
Ноябрь, 2011 г.
Шаг второй. Составление и направление обоснованного документа в адрес экспертного бюро г. Москвы на предмет проведения почерковедческой экспертизы подписи Ш. на договоре.
В итоге: Документы по делу Ш. переданы на специальное исследование в экспертное бюро специалистам-почерковедам.
Декабрь, 2011 г.
Итак, получено экспертное заключение, свидетельствующее о фальсификации договора купли-продажи недвижимости.
Эксперты подтвердили наши предположения о том, что подпись со стороны Истца Ш., якобы продавца квартиры, ему не принадлежит. Эксперт-криминалист В.В.Баринов, известный в России специалист в области почерковедения, сделал категорический вывод: удостоверительная запись «Ш…» и подпись от имени Ш., изображения которых расположены в копии договора купли-продажи квартиры, заключенного 20 января 200… г. между Ш. и Д., выполнены не Ш., а другим лицом.
Напомним, что Истец Ш., неоднократно обращал внимание судов и правоохранительных органов на фальсификацию документов, к которой прибегли организаторы отъема у Ш. квартиры. Однако все ходатайства Ш., его адвокатов и представителей оставались без должного внимания, договор не был подвергнут должному исследованию, что в свою очередь повлекло вынесение незаконных судебных актов. Без внимания остался и факт смены участников договора со стороны ответчиков («приобретателей» квартиры).
Шаг третий. Подготовка документов для пересмотра дела Ш.
….. «В самом деле, звание юриста, как и звание врача, - практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же», - писал Мейер в своей работе «О значении практики в системе современного юридического образования» в 1855 г.
Именно в судебном процессе проявляются особые личностные, волевые качества снабженного знаниями человека. Без образуемого сплавом свободы, глубоких теоретических познаний и навыков исследовательской работы, полноценная защита в судебном процессе невозможна. Воспитывать эти качества и призвана правоведческая школа-клиника, в которой отрабатываются навыки по разработке правовой позиции, определению фактов, написанию процессуальных бумаг и пр.
Лаборатория цивилистики им. Д.И.Мейера Международного юридического института благодарит бюро независимой экспертизы «Версия», лично Генерального директора Бюро С.Ю.Шаповалова и эксперта-криминалиста, полковника Вячеслава Владимировича Баринова за оказанную помощь в проведении почерковедческого исследования, которое ныне как существенный элемент, помещается нами в основу доказывания по делу Ш.
Очередной информационный вестник в обновленном формате о казусах, рассматриваемых в Юридической клинике, выйдет в январе 2012 г.
Материал подготовлен в Лаборатории цивилистики им. Д.И.Мейера