В самом начале наступившего года сотрудница PR-группы Шанинки Анастасия Гришина взяла интервью у ректора МВШСЭН С.Э.Зуева
А.Гришина: Сергей Эдуардович, прошло четыре месяца с тех пор, как Вы возглавили Шанинку. Наступивший Новый год – отличная возможность попросить Вас поделиться своими мыслями о том, как Вы представляете себе ее будущее, планами и задачами на предстоящий год.
Насколько я знаю, миссия Школы претерпела изменения. В частности, в ней говорится, что Шанинка «стремится стать международно-признанным центром социально-гуманитарного знания, без которого невозможно становление гражданского общества и формирования в России поколения критически мыслящих и свободных людей».Когда возникла эта формулировка?
С.Э.Зуев: Кажется, я понимаю подоплеку вашего вопроса. Но в том то и дело, что мы с коллегами сформулировали этот тезис еще до известных событий конца прошлого года. Здесь нет никакой конъюнктуры. Школа, которая была основана Теодором Шаниным на принципах либерализма и свободной публичной дискуссии, не может оставаться в стороне от событий, волнующих страну и общество, и должна выполнять важную функцию подготовки людей, умеющих осмысливать происходящее – как в историческом, так и в актуально политическом залоге. И как бы ни развивались события ближайшего времени, совершенно очевидно, что в обозримом будущем в России (и не только в ней, кстати говоря) будут востребованы именно такие люди.
Именно в этой логике мы формируем целый блок наших новых проектов. Вот, скажем, предстоящим летом мы совместно с Джорджтаунским университетом хотим провести международную студенческую конференцию на тему «Лидерство и демократия в современном мире». В этой конференции будут участвовать как студенты Шанинки, так и молодые люди из лучших российских ВУЗов, а также Белоруссии, Украины, Казахстана, возможно и из некоторых других государств. Они встретятся в нашей Школе для того, чтобы получить практические навыки публичной полемики, принять участие в семинарах по темам современного государства, ценностям, которые лежат в основе современных общественных институтов, способам взаимодействия на различных этажах общественно-политического управления и т.д. Одним из основных модераторов конференции будет Сэм Патоликкио – недавно признанный лучшим молодым преподавателем США, который работает в Джорджтауне и одновременно консультирует молодых лидеров нескольких зарубежных стран. Кроме него в конференции примут участие известные российские и иностранные эксперты.
А.Гришина: Сергей Эдуардович, я несколько раз слышала о том, что Вы видите нашу Школу своеобразным мозговым трестом. О чем идет речь?
С.Э.Зуев: Как вы, вероятно, знаете, такие аналитические центры или «think –tanks», возникли еще в начале 20-го века в Америке, где стали создаваться тогда группы экспертов, совместно работающих над новыми проектами или идеями и занимающихся поиском решения сложных задач. Перед нашим обществом сейчас стоит немало трудных вопросов, и естественно, что Шанинка, обладающая большим научным потенциалом, не может оставаться в стороне от их решения Нас, например, волнует состояние и статус гуманитарных и общественных наук в современном мире. Гуманитарное знание и «гуманитарная рефлексия» включены сегодня в процессы принятия решений в самых разнообразных областях человеческой практики – будь это политика, экономика, корпоративное строительство или государственное управление. Они самым прямым образом влияют на развитие техники и материального производства, на систему образования и общественно-политическую деятельность. Содержанием гуманитарного знания является вопрос о ценностях и смысле жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Есть идея подготовки ежегодного аналитического доклада, посвященного состоянию социальных и гуманитарных наук в России и в мире. Мы очень рассчитываем на то, что наши друзья и партнеры из лучших университетов мира дадут согласие на участие в этой систематической аналитике. И, конечно же, наши слушатели, будущие магистры получают прекрасный плацдарм для реализации своих исследовательских и проектных амбиций.
А.Гришина: Вы думаете, что такая возможность привлечет в Школу больше абитуриентов? Кого, вообще, Вы видите в качестве будущих шанинцев?
С.Э.Зуев: Я считаю, что наша целевая группа - это люди с критическим мышлением, способные не просто смотреть, но и видеть. Критическое мышление, на мой взгляд, - это альфа и омега современных людей, которые – за счет этой особой компетенции – приобретают умение адаптироваться к разным профессиональным и культурным средам, путешествуют в течение всей своей жизни по разным странам, профессиям, видам деятельности, социо-культурным группам. Это люди XXI века, которые не привязаны намертво к какой-то одной точке, но при этом не теряют связи со своей историей и со своим происхождением в широком смысле этого слова. Мы помним, что высшей точкой классического образования в Античной Греции было путешествие по Ойкумене, и даже на край Ойкумены. Это не обязательно физическое перемещение тела в пространстве, это может быть и путешествием по разным профессиям, корпорациям, по разным видам деятельности, по разным культурам. И глубинный смысл нашего образования я вижу именно в такой адаптивности и человеческой мобильности. Смысл образования – дать веер возможностей и подсказать наиболее эффективные пути их освоения. Это, наверное, и должно привлекать тех людей, которые выбирают Шанинку в качестве места учёбы.
Мы ждем у себя людей, для которых приоритетна атмосфера свободной коммуникации, свободного разговора, свободного мышления, не ограниченного рамками каких бы то ни было условностей.
А.Гришина: Я знаю, что Вы и некоторые Ваши коллеги задерживаетесь в Школе допоздна… Это еще одна новая особенность Школы?
С.Э.Зуев: Да, мы сейчас находимся на трудном этапе выработки новой стратегии развития Школы, обсуждения новых программ, подготовки финансовых планов на этот год. Это отнимает много времени и сил, поэтому мне и моим коллегам, увы, приходится порой засиживаться на работе. Морской устав говорит, что капитан находится на мостике не по конкретному расписанию, а тогда, когда это нужно. Видимо, сейчас тот самый момент.
А.Гришина: А в чем еще Вы видите свою роль капитана?
С.Э.Зуев: На корабле все – от юнги до капитана - выполняют трудную работу: несут вахты, поддерживают жизнеспособность судна. Капитан при этом стоит те же вахты, что и его коллеги. Он отличается лишь тем, что несет ответственность за принятие решений в нештатных ситуациях, т.е. в тех, которые не предусмотрены и не описаны регламентами.
А.Гришина: Сергей Эдуардович, спасибо, что Вы нашли время для этой беседы!
С.Э.Зуев: Всегда рад!
С Новым Годом и пожелание удач и приятных сюрпризов в грядущем високосном году.