Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

«Христианское искусство» в рамках XXII Богословской конференции ПСТГУ

Прошли заседания секции «Христианское искусство» в рамках XXII Богословской конференции ПСТГУ

Секция «Христианское искусство» работала два дня, 20 – 21 января в Конференц-зале ПСТГУ на территории Николо-Кузнецкого храма. В работе секции принимали участие как преподаватели факультета Церковных художеств и постоянные гости конференций ПСТГУ, так и новые участники. Всего было заслушано 24 доклада ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Сергиева Посада, Белостока (Польша), Таллинна (Эстония), Сегеда (Венгрия). Заседания секции вели декан факультета Церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков и и. о. зам. декана ФЦХ по научной работе А.А. Воронова.

Первый день заседаний секции целиком был посвящен актуальной проблематике соотношения христианского искусства Востока и Запада. Первым прозвучал блестящий доклад польского профессора Ежи Устиновича из Белостокского университета – известного архитектора, ученого, автора множества научных публикаций и архитектурных проектов современных православных церквей (в том числе осуществленных), организатора и участника международных симпозиумов и конкурсов, члена ряда научных и творческих институций, лауреата премий Князя Острогорского и Св. Альберта. Доклад профессора представлял собой глубокий богословско-канонический и художественно-творческий анализ развития современной церковной архитектуры и иконописи в Польше, начиная от ее византийских и западных истоков, соединившихся в неповторимый конгломерат настоящего свободного творчества в каноне. В зале была развернута выставка творческих работ профессора Е.Устиновича, на открытии которой присутствовали руководители и члены творческих архитектурных союзов, многие московские архитекторы, работающие в области храмостроительства.

Непростую проблему существования православного искусства в западных регионах продолжило сообщение профессора Яануса Плаата из Эстонской художественной академии Таллинна, автора монументальной монографии об архитектуре и судьбе православных церквей на территории Эстонии. В этих краях от Российской Империи петровской эпохи сохранилось немалое художественное наследие, до сих пор производящее настоящие открытия. Об этом рассказал художник-реставратор Орест Кормашов, директор Института искусств Таллиннского университета, возрождающий уникальный иконостас петровской эпохи одной из церквей в Ревеле (ныне Таллинн).

Первое заседание завершили доклады по канонической тематике: доктора филологических наук, профессора Сегедского университета в Венгрии В.В. Лепахина, посвященное кризисным явлениям в русской иконописи XVII века; и заведующего кафедрой Истории и теории христианского искусства ФЦХ, доктора искусствоведения, профессора священника Стефана Ванеяна о пределах постижения литургического пространства.

На втором заседании первого дня работы секции состоялась презентация очередного шестого диска из серии «Азбука иконописца» под названием «Запад и Восток средневековой Европы: христианская архитектура и монументальное искусство». Авторы проекта, сотрудники научного отдела ПСТГУ «База данных памятников христианского искусства» Е.Д. Шеко, А.А. Воронова и А.Г. Хайдар представили собравшимся принципы работы компьютерного каталога памятников архитектуры средневековой Европы IV – XIII вв. и их монументальной декорации, интерактивные карты с элементами мультимедийной анимации исторических процессов, а также пространственные 3D-модели памятников с возможностью интерактивного участия пользователя, разработанные авторским коллективом специально для этого проекта.

Тематику межкультурных связей продолжило сообщение члена-корреспондента Российской Академии Художеств, доктора искусствоведения, профессора Анны Вадимовны Рындиной об исторических и художественных параллелях в искусстве средневековой Испании и России. Проблематика развитого периода византийского искусства была развита в докладе научного сотрудника Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), доктора искусствоведения Веры Николаевны Залесской о загадках так называемых сирийских крестов-энколпионов. Иконографическую тему раннего русского искусства затронула выпускница и преподаватель кафедры ИТХИ ФЦХ М.С. Медведева в своем докладе о фресках Кирилловской церкви в Киеве XII века. Еще одна выпускница кафедры ИТХИ, С.Н. Татарченко, рассказала о своем исследовании, посвященном стилю росписи церкви Св. Николая в Кинцвиси (Грузия) начала XIII века.

Проблема атрибуции памятников церковного прикладного искусства прозвучала в сообщении С.Н. Заиграйкиной из ЦМИАР об изучении уникального литика XIII века с изображением св. Хрисогона из коллекции Музеев Московского Кремля. Тему исторической и художественной основы, на которой сложилось развитие русского прикладного искусства, продолжило выступление выпускника кафедры ИТХИ А.Л. Гульманова о программе изображений на умбонах новгородских Васильевских врат 1336

года и реконструкции первоначального вида этого памятника. Первый день заседаний секции завершил доклад сотрудника ПСТГУ Н.Е. Гайдукова о литургической планировке древнерусских храмов.

Второй день работы секции был посвящен как западному, так и русскому церковному искусству позднего средневековья. Заседание секции началось с выступления О.Ю. Беляковой из МГУ о теме райского сада в немецком алтарном искусстве XV века, логичным продолжением которой стал доклад кандидата искусствоведения Ю.Н. Звездиной из Музеев Московского Кремля под названием «Розовый венок на титульном листе сборника проповедей Антония Радивиловского "Венец Христов" (Киев, 1688)».

Прикладная тематика второго дня заседаний секции была начата доктором искусствоведения В.В. Игошевым из Государственного НИИ реставрации, который предложил вниманию слушателей свое исследование о русской церковной утвари XVII – начала ХХ вв. в монастыре Иоанна Богослова на острове Патмос. На семантику декора литургического церковного убранства обратила внимание слушателей кандидат искусствоведения О.А. Туминская из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, рассказавшая о традиции изображений юродивых и блаженных в произведениях лицевого шитья. Проблематику терминологии и атрибуции памятников церковного прикладного искусства продолжил доклад научного сотрудника Ярославского музея-заповедника М.М. Федоровой о происхождении живописной традиции в ростовской финифти XVIII века.

Вторая половина дня работы секции была посвящена в основном проблематике русской архитектуры и иконописи Синодального периода. Протоиерей Георгий Крейдун, к.богосл., к.ф.-м.н., из Барнаула поделился опытом теоретического воссоздания облика миссионерских храмов Горного Алтая, а священник Александр Берташ (Санкт-Петербургский государственный университет) рассказал об источниках по православному церковному строительству сер. XIX - первой трети XX в. в пределах современной Эстонии и особенностях храмостроительства в регионе. Научный сотрудник НИИ РАХ Н.В. Бартельс сделала сообщение о росписи Воскресенского собора города Арзамаса 1830-х годов. А.С. Трапезникова (Санкт-Петербургский государственный университет) поведала о проблемах восстановления убранства Никольского Морского собора в Кронштадте. Завершили работу секции доклады иконописцев М.О. Глебовой (ПСТГУ) «Особенности построения композиции в русских житийных иконах» и преподавателя Иконописной школы при МДА Людмилы Алексеевны Армеевой о судьбе иконописца Ивана Матвеевича Малышева и лаврском иконописании второй половины XIX века.

В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были как студенты ФЦХ ПСТГУ, так и коллеги из других музеев и научных учреждений. В частности, на заседаниях присутствовали профессор кафедры истории искусств исторического факультета МГУ доктор искусствоведения Э.С. Смирнова, кандидат искусствоведения А.С. Преображенский, О.А. Захарова и другие. За выступлениями докладчиков зачастую следовало обсуждение собравшихся и оживленная дискуссия.

вуз: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: