В Университете осуществляется набор на новую магистерскую программу «Политическая экспертиза». Об особенностях специализации «Политические рынки и политические риски», обстоятельствах ее создания и профессиональных перспективах будущих магистров политической экспертизы рассказала научный руководитель специализации, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, президент Российской ассоциации политической науки О.В. Гаман-Голутвина.
— Оксана Викторовна, одним из направлений в рамках новой магистерской программы «Политическая экспертиза» будет специализация «Политические рынки и политические риски», научным руководителем которой Вы являетесь. Расскажите, как возникла идея создания подобного отделения?
— Идея создания специализации «Политические рынки и политические риски» в рамках магистратуры «Политическая экспертиза» возникла в связи с пониманием трансформаций, которые претерпевает современная политика. Рубеж ХХ-ХХI веков — как в России, так и в мире в целом — ознаменован переходом к нестационарной системе социальных связей и радикальной переменой значения политики и экономики, в результате которой важнейшей доминантой социальной организации стала широкомасштабная маркетизация системы общественных отношений. Эта трансформация нашла выражение в превращении политики в сферу бизнеса и формировании политических рынков как разновидности экономических, основанных на принципах взаимодействия спроса и предложения. Хочу подчеркнуть, что речь идет не просто о специфике современных электоральных кампаний, заведомо имеющих в том числе и коммерческие измерения: отмеченное явление представляет собой глубинную трансформацию системы отношений между управляющими и управляемыми.
Сказанное означает принципиальное изменение формата и механизмов политики: ее идеологическая доминанта уступает место экономической; механизмы взаимодействия во все возрастающей степени предстают как основанные на механизмах спроса и предложения, а рынок все чаще предстает базовой рамкой взаимодействия политических акторов. Соответственно, профессиональный политический класс занимается политикой во многом как бизнесом и ориентируется в своем политическом поведении преимущественно на бизнес-стратегии. Отмеченная закономерность характеризует функционирование большинства современных политических институтов. В этом меня убеждают результаты ряда проведенных мною эмпирических проектов. Так, реализация проекта по изучению мирового и отечественного опыта реформирования систем государственного управления показала, что именно маркетизация оказывается доминирующей тенденцией реформ в более, чем тридцати странах мира: современные государства обрели «сервисный» формат, сближающий их со сферой коммерческого обслуживания. Маркетизация характеризует функционирование системы СМИ. Близки к отмеченным результаты исследования процессов парламентского рекрутинга: «маркетинговые» интерпретации процесса рекрутирования депутатского корпуса как результата соотношения спроса и предложения во все возрастающей степени становятся релевантными для изучения полиаспектных и нелинейных процессов современного парламентского представительства. Это суждение верно применительно не только к парламентскому корпусу, но и к составу политических элит многих стран, в том числе России: значительная ее часть привержена макетинговым стратегиям.
«Экономизация» политических институтов имеет как позитивные стороны, так и издержки. В качестве положительной черты следует отметить тот факт, что маркетинговые подходы предполагают особое внимание к требованиям эффективности институтов. Однако нельзя не заметить, что маркетизация политики потенциально способна изменить легитимность существующего порядка и демократии как идеально-типической модели политического режима. В любом случае маркетинговый подход к изучению политики является необходимым компонентом современного политологического образования.
Современный формат политики определяет еще одну ее важную грань: ее высокорисковый характер, что относится как к стратегиям основных акторов, так и системе отношений между ними. Наиболее точной метафорой современной политики является определение У. Бека — «общество риска»
— В чем особенность специализации «Политические рынки и политические риски», и почему оно появилось именно в рамках программы «Политическая экспертиза»?
— Специалист в области современной политики должен понимать содержательные и структурно-функциональные характеристики современной политики и обладать широким спектром знаний, умений и навыков работы в разнообразных плоскостях и форматах политики. Концепты политических рынков и политических рисков предельно широки, и определяют, скорее, общую рамку продвинутой подготовки специалистов-политологов. Содержательное наполнение этой программы предполагает изучение генезиса, содержательных и структурно-функциональных особенностей современной политики, феномена политических рынков и рисков, технологий их минимизации, а также рисков конкретных политических процессов — административных реформ; отношений бизнеса, в том числе крупного корпоративного, и государства; политических рисков государство- и нациестроительства, политических рисков в процессах модернизации и трансформации в различных странах. Необходимы знания о широком спектре акторов современной политики, практиках снижения транзакционных издержек в отношениях между ними и технологиях управления рисками.
— На кого ориентирована специализация, кого Вы планируете готовить и выпускать?
— Адресной аудиторией специализации являются выпускники бакалавриата широкого спектра направлений. Это выпускники бакалавриата факультетов политологии, международных отношений, менеджмента, государственного управления, права, экономики и других специальностей нашего Университета и любых других. Знания и навыки, приобретаемые в рамках специализации «Политические рынки и риски», позволят получить высокопрофессиональную подготовку исследователям в области политологии, работникам органов государственной службы федерального и регионального уровня, политическим экспертам, политическим консультантам, сотрудникам НПО, специалистам по организации и проведению избирательных кампаний различного профиля и уровня, спичрайтерам, сотрудникам аппарата политических партий, PR- и GR- служб.
— Какие курсы вошли в программу?
— Программа специализации включает три основных блока курсов. Первый предполагает базовые курсы по специализации, к числу которых относятся следующие: «Современные политические рынки и риски: содержательные характеристики и технологии оптимизации»; «Субъектное измерение современных политических рынков и практики снижения транзакционных издержек в отношениях между ними»; «Иностранные неправительственные организации как акторы политического процесса»; «Политические риски отношений бизнеса и государства: теоретические и прикладные аспекты»; «Политические риски государство- и нациестроительства в современном мире»; «Политические риски модернизации и трансформации в странах Европы и Америки».
Вторая часть включает прикладные курсы, призванные дать представление о технологической стороне современной политики. В этом контексте упомяну «Переговоры как способ снижения политических рисков», «Современные технологии смены политических режимов», «Технологии символической политики».
Наконец, в рамках ряда курсов магистранты могут получить технологические навыки посредством участия в следующих практикумах: «Анализ политических текстов», «Практикум научного исследования и информационное обеспечение аналитической деятельности», «Подготовка аналитических текстов (практикум по написанию policy papers)», «Методология и организация политического исследования» и др.
— Каковы перспективы с трудоустройством у выпускников программы?
— Перечень потенциальных сфер трудоустройства выпускников нашей программы достаточно широк. Это органы государственной власти федерального и регионального уровня, аппарат политических партий, think-tanks различного профиля, корпоративный бизнес, информационно-аналитические структуры, политконсультативные структуры, PR- и GR-структуры, сфера политической рекламы и т.п.