С 1 сентября 2012 года предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса, объем – 34 часа. Об этом на коллегии Министерства образования и науки РФ во вторник сообщила глава Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. Напомним, в начале февраля Правительство утвердило план мероприятий, согласно которому с января по март включительно школьники и родители должны были определиться с выбором учебного модуля. Их в новом предмете шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Апробация, которая велась в течение двух лет в 21 регионе России, показала: школы и родители готовы к введению «Основ религиозных культур и светской этики» в штатном режиме.
По словам Елены Низиенко, на сегодняшний день полностью завершен выбор учебных модулей в 77 субъектах. Причем сюрпризов здесь нет. Еще на этапе апробации большинство учащихся выбирали основы светской этики, потом по популярности шли основы православия и на третьем месте – основы мировых религий. Дальше по убывающей – ислам, буддизм и иудаизм. Сейчас ситуация такая же: светская этика – около 41%, православие – почти треть, мировые религиозные культуры – чуть больше 20%, ислам – 5,6%, буддизм – 1,2%. Иудаизм не набирает и того: желающих его изучать набралось всего на одну десятую процента от общего количества школьников 4–5 классов (их сегодня полтора с лишним миллиона).
До сих пор не определились с выбором, что учить в рамках курса, в 6 субъектах. Например, в Дагестане только-только начали выбирать, Чечня определилась пока лишь на 4%, а в Ямало-Ненецком автономном округе точно знают, какую программу будут слушать, и вовсе 2% школьников. А до конца установленных на выбор сроков, тем временем, осталось 10 дней.
– Большинство родителей признали, что новый предмет полезен, – представляет Елена Низиенко результаты мониторинга, который в течение двух лет вело министерство. – Более 60% взрослых уверенно говорят, что стали ближе общаться с детьми, что дети стали охотнее обсуждать с родителями то, что происходит в школе.
Несмотря на то, что по задумке авторов курса он должен воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети одной веры могли узнать о традициях других религий, большинство все-таки выбрали модуль именно своей «родной» религии. Об этом с тревогой говорили на недавнем заседании члены Общественного совета при Минобрнауки. К мнению прислушались, и теперь в программе нового предмета прописано, что в начале и в конце изучения любого модуля обязателен совместный урок для всего класса, чтобы дети могли обменяться мнениями.
Также по рекомендациям Общественного совета курс полностью перенесен в 4 класс, хотя изначально планировалось его изучение в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. «Неудобно», – констатировали тогда эксперты совета и были правы: ведь в пятом классе к детям приходят новые, незнакомые учителя, у ребят стресс, да и летние каникулы – слишком большой перерыв в изучении.
Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов – 38 с лишним тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч. Будут или нет ставить оценки за изучение нового предмета – вопрос до конца не решенный.
– Отметки – это прерогатива школы, – уточнила Елена Низиенко. – Но мы рекомендуем их не выставлять. Новый предмет, на наш взгляд, не столько, так скажем, знаниевый, сколько воспитывающий, социализирующий.
С введением нового предмета в обязательную школьную программу работа над ним не закончится. Будут обсуждаться варианты того, как преподавать его в более старших классах. Сомнений в том, что это делать нужно, нет, по крайней мере, в министерстве. Другое дело – в каком виде предмет появится в основной и старшей школе: может быть, в рамках курса «Мировая художественная культура», может быть, в рамках курса литературы или истории. Точка здесь еще не поставлена.
Ну и, конечно, один из основных вопросов, над которым тоже будут работать, – нехватка учителей, особенно в небольших сельских школах. Ведь в идеале в каждой школе должны появиться шесть разных педагогов, чтобы даже пара человек, решивших изучать, допустим, буддизм, не осталась «за кормой».
– Там где мало учителей, будем использовать возможности дистанционного образования, – уточнила Низиенко. – Также в планах министерства – разработка отдельных программ бакалавриата для педвузов, чтобы готовить учителей нового предмета, что называется, капитально. «Повышение квалификации – это хорошо, но мало», – считает Елена Низиенко.