В преддверии Дней науки в МГИМО с нами побеседовал Алексей Александрович Малиновский, заместитель декана Международно-правового факультета, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.
Каким Вы видите развитие современной юридической науки?
Прежде всего, я хотел бы поговорить о методологических проблемах современной юридической науки. Когда римские юристы только начинали развивать юриспруденцию, они очень большое внимание уделяли риторике и софистике, и вместо методологии права совершенствовали ораторское искусство. Однако уже глоссаторы и постглоссаторы начинали понимать, что будущее юридической науки заключается не в словесной эквилибристике, а в формальной логике. До XXI века юридическая наука развивалась и процветала именно в рамках формально-юридического подхода. Однако потом наступил период, как сейчас принято говорить, постмодернизма и мультикультурализма, и стало очевидно, что все юридические вопросы решить одной логикой невозможно.
Современную российскую юриспруденцию необходимо обогатить новой методологией, которая заключается в сравнительном правоведении, религиоведческом, культурологическом осмыслении правовой действительности. Огромное значение приобретает и юридическая антропология, которая позволяет глубже понять сложную природу прав человека и законодательно регламентировать их на принципиально новом уровне.
Я думаю, что с точки зрения современного студента и аспиранта эти модные научные течения должны быть очень интересны, поскольку каждый исследователь имеет возможность творчески проявить себя, выражаясь компьютерной терминологией, в «юриспруденции нового уровня». Современная юридическая методология дает уникальную возможность посмотреть на право не только как на свод законов конкретной страны, но и как на межгосударственный институт, который может помочь человеку удовлетворить большинство его потребностей. В то же время современное правопонимание должно исходить из того, что государство обязано не только защищать права и свободы граждан, но и охранять свою национальную культуру от иноземной правовой экспансии, которая выражается в деструктивной правовой аккультурации, а также помогать обществу, имеющему свои многовековые традиции и обычаи, защищать его нравственные устои.
Как Вы считаете, нужно ли, а главное, можно ли развивать науку в образовательном учреждении с таким специальным профилем, как МГИМО?
Я думаю, науку развивать не только можно, но и нужно. Если, например, вспомнить историю развития западных университетов, в которых изучалась юриспруденция, то можно увидеть, что именно они были одновременно и учебными, и научными центрами. Именно в университетах юриспруденция получает свое наивысшее развитие благодаря сплаву правовой теории и дидактики.
Что касается особенностей развития юридической науки в МГИМО, то мне кажется, что она должна иметь исключительно сравнительно-правовую направленность. Поэтому основными являются те направления, которые связаны с изучением зарубежных правовых систем, юридических доктрин, законодательства и судебной практики иностранных государств, а также международного права.
Знание этих научных направлений помогает студенту с точки зрения его профориентации, а также дает ему весомые преимущества на рынке юридических услуг при трудоустройстве. Дело в том, что в других юридических учебных заведениях, как правило, изучается отечественная юриспруденция и российское законодательство. Студенты нашего Международно-правового факультета детально изучают иностранное право и зарубежную юридическую науку, что дает им несомненное преимущество перед выпускниками других вузов. Кроме того, владение студентами МГИМО иностранными языками позволяет им изучать такие научные темы, которые в принципе недоступны «русскоговорящим ученым-юристам».
А какие Вы видите направления развития юридической науки в рамках МП-факультета?
В рамках МП-факультета есть несколько направлений. Во-первых, это усиление школы международного права. Сейчас во многих вузах появляются международно-правовые специализации и магистратуры, но МГИМО традиционно имеет преимущество, и важно, чтобы это преимущество не утрачивалось. Это касается не только международного публичного, но и международного частного права. Отрадно отметить, что наши студенты побеждают в различных конкурсах по международному публичному и частному праву, но конкуренция в этой сфере в последнее время серьезно возрастает.
Во-вторых, мы стремимся к повышению качества и количества защит кандидатских и докторских диссертаций на факультете по актуальным проблемам сравнительного правоведения. Деканат и кафедры МП-факультета хотят видеть в наших лучших студентах — будущих аспирантах достойных представителей нашей юридической научной школы. Экономическая ситуация сейчас такова, что нам приходится очень много делать для поднятия престижа академической юриспруденции. В этом направлении мы усиленно работаем. В частности, на факультете довольно активно развивается Клуб сравнительного правоведения, в рамках которого любой креативный студент уже сейчас может, проявив свой творческий потенциал, провести научное исследование и победить во Всероссийском конкурсе по сравнительному правоведению или подготовить научную статью по актуальной юридической проблеме либо перевод иностранного закона и разместить все это на сайте Клуба.
В-третьих, для развития науки на МП-факультете необходимо разработать систему стимулов как для профессорско-преподавательского состава, так и для аспирантов и студентов. Думаю, надо решать вопрос о серьезном моральном и материальном поощрении всех тех, кто добывает научную славу нашему вузу. В этом направлении мы пока сильно отстаем от некоторых других университетов.
Считаете ли Вы необходимым и возможным проведение в нашем университете Дней науки, и если да, то каким образом Вы их видите?
Я считаю, что проводить общеуниверситетские Дни науки необходимо, но, учитывая специфику нашего вуза, они должны проходить в особом формате — в рамках факультетских международных студенческих научных конференций. Нам не надо замыкаться на наших внутригосударственных проблемах и ограничиваться участием студентов только российских университетов. Для МГИМО важен международный масштаб. Нашим студентам это даст возможность всесторонне обсудить актуальные проблемы современного зарубежного и международного права, пообщаться со своими будущими зарубежными коллегами, усовершенствовать языковую подготовку, почувствовать специфику иностранной правовой культуры.
Какие предложения Вы можете внести по поводу организации Дней науки в нашем университете в этом учебном году?
Основываясь на том опыте, который был на МП-факультете при проведении конкурса и всероссийской конференции по сравнительному правоведению, хотелось бы дать несколько советов студентам, которые намерены поучаствовать в научных мероприятиях. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что многие студенты готовят свои доклады исключительно с помощью русскоязычного интернета. Во-первых, это не креативно, а во-вторых, опасно тем, что на конференции по одному и тому же вопросу может выступить десять человек, причем с одинаковым текстом. Я предлагаю быть более оригинальными, выбирать темы, которые являются малоизученными, а также стараться использовать уникальные материалы на языке той страны, по которой вы докладываете, с тем, чтобы ваш доклад был эксклюзивным.
Какие плюсы и минусы Вы видите в проведении такого мероприятия, как Дни науки?
Минусов я не вижу никаких. А плюсы следующие: во-первых, это полезно и для студентов. Суть в том, что студент с помощью Дней науки может провести для себя дополнительную профориентацию. Дни науки — это самопроверка студентом процесса формирования у него профессионального правосознания, своего рода «юридическая инроспекция». Можно смело утверждать, что, если студент проучился четыре года, и ему ни разу не захотелось поучаствовать в Днях науки, значит, он зря выбрал юриспруденцию в качестве профессии, потому что у него нет стремления к юридическому познанию.
Постоянно участвуя в Днях науки, можно, определившись со своей научной специализацией, выбрать какую-то конкретную кафедру, чтобы предметно поступать в магистратуру. И еще, успешно выступая на Днях науки, можно «почувствовать вкус», образно выражаясь, «к спорту высших достижений» — к академической юриспруденции, и затем поступить в аспирантуру.
Аспиранту Дни науки дают возможность апробировать свою диссертацию, отточить навык публичного выступления, столь необходимый для блестящей защиты.
Второй аспект заключается в том, что Дни науки полезны и для преподавателей. Преподаватели и заведующие кафедрами, заслушав доклады, могут увидеть, например, недостатки образовательного процесса, если таковые есть. Кроме того, Дни науки помогают кафедрам выявить талантливых и способных студентов и пригласить их на соответствующие магистерские и аспирантские программы подготовки.
Спасибо большое за столь приятную беседу.
Управление научной политики