30июня 2012 года в Санкт-Петербурге при участии Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, Комитета Государственной Думы РФ по образованию, институтов Российской академии наук, Международной академии качества и маркетинга, журнала «Нанотехнологии. Экология. Производство» была проведена VI Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации», а также подведены итоги конкурса «100 лучших вузов и НИИ России».
Конференция является дискуссионной площадкой для обмена мнениями руководителей образовательных и научных учреждений с законодателями из Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
С 2010 года Председателем конференции является лауреат Нобелевской премии, академик РАН, вице-президент РАН Жорес Иванович Алфёров.
В работе конференции и финальной части конкурса приняли участие более 140 человек более чем из 50 регионов страны.
Открывая работу конференции, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктор философских наук, профессор Олег Смолин рассмотрел в своем докладе вопрос о структурных сдвигах в российской системе образования, в частности в связи с вступлением в силу федерального закона № 93 (93-ФЗ).
Доклад заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию, доктора физико-математических наук, профессора, академика РАЕН Виктора Шудегова был посвящен анализу особенностей последней редакции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Выступление ректора Московского гуманитарного университета, профессора, кандидата социологических и доктора философских наук, президента Национального союза негосударственных вузов Игоря МихайловичаИльинского было посвящено теме модернизации российского образования в контексте мировой глобализации.
Вначале он высказал мысль, что глобализация — это процессы не только в сфере экономики, но и в сфере культуры, образования. В определенном смысле глобализация — это проникновение в общественное сознание стран идей и представлений, генерируемых ведущей группой государств Европы и Америки.
Глобализация образования, продолжил И. Ильинский, — объективная реальность, но это приемлемо, если ведет к обогащению, а не наоборот. Для России, считает он, глобализация образования пока несла преимущественно негативные последствия.
Тревожным фактом является возникновение в стране образовательного неравенства, которое идет вслед за имущественным расслоением. Согласно статистике, 50 % российских семей могут позволить себе только базовые расходы. На остальное им просто не хватает денег, включая платное образование.
В итоге, отметил он, 2 млн подростков России в возрасте 11 лет в настоящее время неграмотны.
Еще одной тревожной тенденцией, сказал И. Ильинский, выступает рост стандартизации образования вместо увеличения роли человеческого фактора в процессе образования. Происходит смещение ценностной ориентации в сферу прагматизма за счет таких важных свойств личности, как трудолюбие, ответственность, совесть и т.д.
После этого он сделал краткий исторический экскурс на тему того, насколько образование было доступно широким массам народа. В древности, отметил он, доминировало представление, что только избранная часть общества может иметь доступ к образованию. Образование вооружает способностью самостоятельно анализировать реальность и принимать решения, в то время как низшие слои общества, например рабы, были обречены лишь на получение трудовых навыков, нужных для выполнения однообразной, рутинной, не требующей работы мысли деятельности.
В последующие эпохи мировой истории доступ к образованию расширялся, и все же основной принцип о том, что на него имеют право только избранные, в целом сохранялся. Это было характерно и для ранних периодов истории России.
Важнейшее значение советского периода истории страны, считает И. Ильинский, состоит в том, что он впервые открыл доступ к образованию самым широким слоям народа, и это сыграло колоссальную роль в подъеме, который пережила страна в это время, сумев победить гитлеровский нацизм и т.д.
К сожалению, это достояние подвергается сегодня разрушению, что не может не вызывать искреннего чувства боли за происходящее.
Также с докладами выступили:
- ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор Александр Соколов;
- директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности, доктор юридических наук, профессор Владимир Лопатин;
- ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, доктор исторических наук, профессор Сергей Постников;
- ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, профессор, доктор технических наук Сергей Дмитриев;
- заместитель генерального директора по науке ООО «ЭСБ-Технологии», кандидат технических наук Николай Забейворота.
Итоговый список лауреатов конкурса
«100 ЛУЧШИХ ВУЗОВ И НИИ РОССИИ»
возглавил Московский гуманитарный университет
1. ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет». Ректор — Ильинский Игорь Михайлович
2. Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске. Директор — Андреев Александр Львович
3. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Генеральный директор — Кармазинов Феликс Владимирович
4. ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». Ректор — Соломин Валерий Павлович
5. ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского». Ректор — Соколов Александр Сергеевич
6. ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет». Ректор — Приходько Вячеслав Михайлович
7. ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины». Ректор — Стекольников Анатолий Александрович
8. ФГБОУ ВПО «Военно-технический университет при Федеральном агентстве специального строительства». Начальник — Ивановский Владимир Сергеевич
9. ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева». Ректор — Слинкин Сергей Викторович
10. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Ректор — Наркевич Игорь Анатольевич
Дополнительную информацию и список всех лауреатов конкурса «100 ЛУЧШИХ ВУЗОВ И НИИ РОССИИ» вы можете посмотреть ЗДЕСЬ!
По окончании работы конференции состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса, в рамках которой лауреатам были вручены медали в номинациях "100 лучших вузов России" и "100 лучших НИИ России". Первым для поздравления на сцену был приглашен ректор МосГУ И.М. Ильинский для вручения медали и почетного знака "Ректор года".