Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

200 лет Бородино. Взгляд из XXI века

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями состоялось 26 августа по старому стилю (7 сентября по новому стилю) у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. Поэтому во французской истории называется битвой под Москвой (Bataille de la Moskova).

Состав армий, позиция

Историки до сих пор спорят о численности войск при Бородино. По одним данным, у Наполеона было 139 тыс. регулярных войск и 587 орудий. У Кутузова - 103 тыс. регулярных войск и 624 орудия. По другим данным, у французов было 134 тыс. и 587 пушек, а у русских 154,8 тыс. и 640 орудий.

Большинство современников Кутузова отмечали, что позицию, которую тот выбрал при Бородино, была, по меньшей мере, странна. Такое же мнение высказал и Лев Толстой в романе «Война и мир» словами Пьера Безухова. Приехав на Бородинское поле из Можайска Пьер пытается разыскать «позицию», но не может ничего найти. Он видит раненых солдат, обозы, которые попадаются ему навстречу. Он слышит, что после потери Шевардинского редута срочно делаются новые укрепления, куда сгоняют даже окрестных мужиков.

Сейчас некоторые ученые предполагают, что Кутузов разместился так, поскольку получил неправильные данные от разведки. Русского главнокомандующего уверили, что Наполеон продолжает двигаться по Новой Смоленской дороге и нанесет свой главный удар в районе села Бородино. С учетом этого и была выстроена позиция русской армии, а ставка главнокомандующего устроена в селе Горки, как и Бородино стоящем на Новой смоленской дороге. Да и само сражение почему-то носит название именно этого села, а не Семеновского, где происходили самые ожесточенные и кровопролитные бои.

Армия Наполеона подходила к русской тремя колоннами. Основные силы (3 кавалерийских корпуса маршала Мюрата, пехотные корпуса маршалов Даву, Нея, дивизионного генерала Жюно и гвардия) двигались по Новой Смоленской дороге (центр). Севернее их наступали пехотный корпус вице-короля Италии Евгения Богарне и кавалерийский корпус дивизионного генерала Груши (левый фланг). Южнее по Старой Смоленской дороге шел корпус дивизионного генерала Понятовского (правый фланг).

Неожиданно для Кутузова Наполеон не стал атаковать Бородино, а с главными силами перешел реку Колочу и 5 сентября ударил всеми силами по самому краю левого фланга русской армии – Шевардинский редут.

Бой за Шевардинский редут (левый фланг русских позиций)

Накануне генерального сражения, ранним утром 24 августа (5 сентября), русский отряд под командованием генерал-лейтенанта Коновницына, находившийся у Колоцкого монастыря в 8 км к западу от расположения главных сил, был атакован авангардом противника. Завязался упорный бой, продолжавшийся несколько часов. После того, как генерал получил известие о том, что на него движется основная армия неприятеля, он отвел свои войска за реку Колочу и присоединился к корпусам, занимавшим позицию в районе деревни Шевардино.

Около Шевардинского редута был размещен отряд генерал-лейтенанта Горчакова. Всего под командованием Горчакова находилось 11 тысяч солдат и 46 орудий. Для прикрытия Старой Смоленской дороги остались еще 6 казачьих полков генерал-майора Карпова. Французы, превосходящие русских втрое, несколько раз врывались в редут, но всякий раз пехота генерал-лейтенанта Неверовского выбивала их. Ночью главнокомандующий русской армией Кутузов приказал генерал-лейтенанту Горчакову отвести войска к главным силам за Семеновский овраг. Шевардинский бой сорвал замысел Наполеона обойти левый фланг и позволил Кутузову уточнить группировку сил французских войск, а также направление их главного удара, но менять расстановку войск было уже поздно.

Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению. Основываясь на данных, полученных в ходе Шевардинского боя, главнокомандующий Кутузов принял решение усилить левый фланг российских войск, для чего приказал перевести из резерва 3-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Тучкова и передать его в распоряжение командующего 2-й армией Багратиону, вместе с артиллерийским резервом из 168 орудий, который был размещен около Псарева.

Начало генерального сражения

В 5:30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года более 100 французских орудий начали артиллерийский обстрел позиций левого фланга русской армии. Одновременно с началом обстрела на центр (село Бородино) под прикрытием утреннего тумана в атаку двинулась дивизия французского генерала Дельзона из корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. Село оборонял русский гвардейский Егерский полк под командованием полковника Бистрома. Около получаса егеря отбивались от многократно превосходящего противника, однако были вынуждены отступить по мосту за реку Колочу. На их плечах на другой берег ворвался и 106-й линейный полк французов. Однако по приказу командующего правым флангом Барклая-де-Толли 1-й, 19-й и 40-й егерские полки контратаковали французов и  сбросили их в Колочу, потом сожгли мост через реку.

Багратионовы флеши (левый фланг русских позиций)

В 6 часов утра после непродолжительной канонады началась атака французов на Багратионовы флеши, которые обороняла 2-я сводно-гренадерская дивизия генерала Воронцова. В 8-м часу утра французские дивизии генералов Дессе и Компана, преодолев сопротивление русских егерей, пробились через Утицкий лес и захватили южную флешь. Тогда Багратион направил 27-ю пехотную дивизию генерала Неверовского, а также Ахтырских гусар и Новороссийских драгун, которые выбили французов. При этом оба дивизионных генерала Дессе и Компан были ранены, командир корпуса маршал Даву был контужен при падении с убитого коня.

Для следующей атаки Наполеон усилил силы еще тремя пехотными дивизиями из корпуса маршала Нея, тремя кавалерийскими корпусами маршала Мюрата и артиллерией, доведя ее численность до 160 орудий. Положение Багратиона было смертельным, поэтому он

приказал генералу Раевскому, занимавшему центральную позицию, отдать ему все свои резервы в виде 7-го пехотного корпуса, а генералу Тучкову срочно направить к нему 3-ю пехотную дивизию генерала Коновницына. Только теперь Кутузов понял, что левый фланг его позиций на грани разгрома, поэтому послал к Багратиону из резерва лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки, 1-ю сводно-гренадерскую дивизию, 7 полков 3-го кавалерийского корпуса и 1-ю кирасирскую дивизию. А также приказал 2-му пехотному корпусу генерал-лейтенанта Багговута начать движение с крайне правого фланга на левый.

Несмотря на все принятые меры, французам удалось ворваться в южную флешь и в промежутки между флешами. В штыковом бою тяжело ранены и унесены с поля боя командиры дивизий, генералы Неверовский (27-я пехотная) и Воронцов (2-я гренадерская). Несмотря на контратаку трех русских кирасирских полков, к 10 часам утра Багратионовы флеши были полностью в руках французов. Однако контратака подоспевшей 3-й пехотной дивизии Коновницына исправила положение. В схватке погиб генерал-майор Тучков, возглавивший атаку Ревельского и Муромского полков.

Примерно в это же время через Утицкий лес в тыл флешей пробился французский 8-й Вестфальский корпус дивизионного генерала Жюно. Рядом случайно проезжала 1-я конная батарея капитана Захарова, которая в это время направлялась в район флешей., Увидев угрозу флешам с тыла, Захаров спешно развернул орудия и открыл огонь по врагу, строившемуся к атаке. Подоспевшие четыре пехотных полка 2-го корпуса Багговута оттеснили в Утицкий лес корпус Жюно. Многие русские историки утверждают, что при повторном наступлении корпус Жюно был разгромлен в штыковой контратаке. Однако сохранилось множество дневников и воспоминаний солдат и офицеров Вестфальского корпуса, которые описывали то, что их 8-й корпус участвовал в сражении до самого вечера.

В 11 часов утра Наполеон сконцентрировал против флешей около 45 тысяч пехоты и кавалерии, и почти 400 орудий. Багратион, видя, что его артиллерия не сможет остановить движение французских колонн, возглавил всеобщую контратаку левого крыла, в которой был ранен осколком ядра в бедро, упал с лошади и был вывезен с поля битвы. Весть о ранении Багратиона мгновенно пронеслась по рядам русских войск, оказав негативное воздействие на русских солдат, которые стали отступать. Командование 2-й армией был вынужден принять на себя генерал Коновницын, но он не смог остановить отступления, и был вынужден окончательно отдать флеши за французами. Остатки его войск, потерявшие управление, отошли за Семеновский овраг под прикрытие резервных батарей.

После победы на правом фланге, направление главного удара французов сместилось в центр русских позиций на батарею Раевского. В то же время Наполеон не прекратил атаку левого фланга русской армии, где за Семеновским оврагом стояли нетронутые резервы – лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. На них бросилась пехотная дивизия генерала Фриана, с юга кавалерийский корпус Нансути, а с севера корпус Латур-Мобура.

В это время Кутузов назначил командира 6-го корпуса генерала-от-инфантерии Дохтурова начальником войск всего левого фланга вместо генерал-лейтенанта Коновницына. Лейб-гвардия выстроилась в каре и в течение нескольких часов отбивала атаки французских кирасиров, поддержанных пехотой. Вскоре помощь гвардии подоспели с юга кирасирская дивизия Дуки, а с севера кирасирская бригада Бороздина и 4-й кавалерийский корпус Сиверса, которые отбросили французов за Семеновский овраг. Несмотря на это французам удалось отодвинуть левое крыло русской армии на расстояние около 1 км. Но русские продолжали сражаться, поэтому этот успех не привел к тому решительному результату, на который рассчитывал Наполеон.

Бой за Утицкий курган (крайний левый фланг русских позиций)

Около 8 часов утра 5-й корпус французской армии, состоявший из поляков под командованием генерала Понятовского, двигаясь по Старой Смоленской дороге в обход основного левого фланга русской позиции под деревней Утицы встретился с дивизией Коновницына. Французы, выйдя из леса и оттеснив русских егерей от деревни, оказались на высотах. Установив на них 24 орудия, противник открыл ураганный огонь. Генерал Тучков с остатками дивизии Коновницына был вынужден отойти к Утицкому кургану – более выгодной для себя позиции. Попытки Понятовского продвинуться и захватить курган успеха не имели.

Около 11 утра Понятовский, получив поддержку от 8-го пехотного корпуса Жюно и сосредоточив огонь из 40 орудий против Утицкого кургана, захватил его штурмом.

Тучков, стремясь ликвидировать опасность, принял решительные меры к возвращению кургана. Он лично организовал контратаку во главе полка Павловских гренадер. Курган был возвращен, но сам генерал-лейтенант Тучков получил смертельную рану. Его заменил генерал-лейтенант Багговут, командир 2-го пехотного корпуса. Багговут продержался, обороняя Утицкий курган до часа дня. А когда падение Багратионовых флешей сделало его позицию бессмысленной, то отступил к новой дислокации, которую занял весь левый фланг русских.

Рейд казаков Платова и Уварова (правый фланг русских позиций)

К 12 часам дня по приказу Кутузова 1-й кавалерийский корпус Уварова (28 эскадронов, 12 орудий, всего 2 500 всадников) и казаки Платова (8 полков) переправились через реку Колочу в районе деревни Малой. Корпус Уварова атаковал французский пехотный полк и итальянскую кавалерийскую бригаду генерала Орнано в районе переправы через реку Войну у села Беззубово. Платов перешел через реку Войну севернее и, зайдя в тыл, вынудил противника сменить позицию.

Несмотря на доступность всех документов о сражении, некоторые до сих пор продолжают считать, что атака казаков чуть ли не решила исход всего сражения. Это основывается на том, что по времени атака совпала с затишьем, вызванным перегруппировкой французских войск для решающего удара в центре. Однако многие очевидцы сражения отмечали, что казаки не выполнили, возложенных на них боевых задач, кинувшись грабить французские обозы. Поэтому Платов и Уваров стали единственными русскими генералами, не получившими наград за Бородинское сражение. Что касается байки о том, что из-за рейда казаков Наполеон не бросил в бой свою гвардию, то стоит лишь почитать воспоминания его маршалов, чтобы понять, что император вообще не собирался пускать в дело гвардию при Бородино.

Батарея Раевского (центр русских позиций)

Около 9 часов утра, в разгар боя за Багратионовы флеши, французы начали первую атаку на батарею Раевского, располагающую к началу боя 18 орудиями, и названную так потому, что ее оборонял 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Раевского. Французы атаковали силами 4-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне, а также дивизиями генералов Морана и Жерара из 1-го корпуса маршала Даву. Воздействием на центр русской армии Наполеон рассчитывал затруднить переброску войск с правого крыла русской армии на Багратионовы флеши и тем обеспечить своим главным силам быстрый разгром левого крыла русской армии. К моменту атаки все резервы генерал-лейтенанта Раевского уже были переброшены на защиту Багратионовых флешей. Несмотря на это, атака была отражена лишь доблестью и самопожертвованием русских солдат.

Почти сразу же вице-король Италии Евгений Богарне повторно атаковал курган. Главнокомандующий русской армией Кутузов в этот момент ввел в бой за батарею Раевского весь свой конно-артиллерийский резерв в количестве 60 орудий и часть легкой артиллерии правого фланга. Однако, несмотря на плотный артиллерийский огонь, французы 30-го полка бригадного генерала Бонами захватили батарею.

В этот момент мимо курганной высоты проезжал начальник штаба 1-й армии Ермолов и начальник артиллерии Кутайсов, следовавшие по приказу Кутузова на левый фланг. Видя, что центр позиции русской армии захвачен, Ермолов и Кутайсов, возглавив батальон Уфимского пехотного полка и 18-й егерский полк, ударили в штыки на французов. Одновременно с флангов атаковали полки генерал-майоров Паскевича и Васильчикова. Редут был отбит, а бригадный генерал Бонами взят в плен, но в бою за батарею погиб генерал-майор артиллерии Кутайсов.

Поскольку малочисленные остатки корпуса Раевского отошли во вторую линию, то командующий правым флангом Барклай-де-Толли для обороны батареи перебросил свою 24-ю пехотную дивизию генерал-майора Лихачева.

После падения Багратионовых флешей Наполеон решил перенаправить все свои силы на батарею Раевского. Однако для перегруппировки войск потребовалось 2 часа. В это время как раз была проведена атака казаков Платова и Уварова (см. выше). Воспользовавшись передышкой, Кутузов передвинул с правого фланга к центру 4-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Остермана-Толстого и 2-й кавалерийский корпус генерал-майора Корфа. Войска генерал-лейтенанта Остермана-Толстого примкнули левым флангом к Семеновскому и Преображенскому гвардейским полкам, находившимся южнее батареи. За ними расположились кавалеристы 2-го корпуса и подошедшие Кавалергардский и Конный гвардейские полки.

Около 3 часов дня французы открыли перекрестный огонь с фронта и флешей из 150 орудий по батарее Раевского и начали атаку. Для атаки против 24-й дивизии были сосредоточены 34 кавалерийских полка. Первым пошел 2-й кавалерийский корпус под командованием дивизионного генерала Огюста Коленкура (командир корпуса дивизионный генерал Монбрен к этому времени был убит). Коленкур прорвался сквозь огонь и обошел слева Курганную высоту, кинувшись на батарею Раевского. Встреченные с фронта, флангов и тыла упорным огнем оборонявшихся, французские кирасиры были отброшены с огромными потерями (батарея Раевского за эти потери получила от французов прозвище «могила французской кавалерии»). Доблестный генерал Огюст Коленкур, как и многие его соратники, нашел смерть на склонах кургана.

Тем временем войска вице-короля Италии Евгения Богарне, воспользовавшись атакой Коленкура, сковавшей действия 24-й дивизии, ворвались на батарею с фронта и фланга. На батарее произошёл кровопролитнейший бой. Израненный генерал Лихачев был взят в плен. В 4-м часу дня батарея Раевского была захвачена.

Завершение битвы

В 17 часов, получив известие о падении батареи Раевского, Наполеон сам посетил эту позицию, осмотрел в подзорную трубу отступившую армию и пришел к выводу, что вопреки уверениям его свиты, русские остаются непоколебимы. После этого наступление французов на центр русской армии прекратилось. По состоянию на 18 часов российская армия, хотя и была сита со своих позиций на левом фланге и центре, но все же не была разгромлена и сохранила свою боеспособность.

Потери

Потери русских. Распространенная оценка потерь русской армии – до 15 000 убитыми и до 30 000 раненными. (В первое время после сражения была распространена оценка потерь А. И. Михайловским-Даниелевским в 59 000 человек – из них потери в 1-й армии по сводке дежурного генерала 1-й армии – около 39 000, а потери 2-й армии произвольно оценены в 20 000. Эти данные перестали рассматриваться как достоверные уже при создании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в котором указано число потерь «до 40 000».

Современные историки полагают, что декабрьская сводка по 1-й армии относилась также и ко 2-й армии, так последняя была расформирована в сентябре, её части и подразделения вошли в состав 1-й (Главной) армии и Михайловским-Данилевским потери были суммированы по недоразумению.) Всего до 45 000 с возможными погрешностями (неучёт ряда отдельных частей) и потерями казаков и ополчения. Эту цифру, однако, следует рассматривать как преувеличенную, так как оценочные потери казаков (не отражены в документах) – несколько сотен человек, а оценочные потери ополчения - до 1 тыс.

Потери французов. Оценка потерь французских войск в 30 тыс. (ошибочность которых для многих французских историков несомненна) и около того (например, предлагаемая А. Лашуком и Ж. Блондом оценка потерь в 35 тыс.) стоит в противоречии как с соотношением потерь офицерского состава обеих армий, так и с результатами исследований российских учёных на Бородинском поле.

Научная отечественная историография по совокупности исследований потерь придерживается оценки потерь французской армии от 50 вплоть до 60 тыс. человек с приоритетом оценки в 58-60 тыс. человек, в том числе по родам войск: 44% пехоты и 58% кавалерии от общей их численности.

По другим данным потери оборонявшихся русских составили 55 тыс. человек, а у наступавших французов – 34 тыс.

Кто же победил?

Сразу после сражения Кутузов послал рапорт императору Александру I о своей победе при Бородино. Наполеон также отправил в Париж весть о своей победе под Москвой.

С тех пор в российской историографии установилось отношение к Бородинской битве как к фактической победе русской армии. В наше время ряд российских историков настаивает, что исход Бородинской битвы был неопределенным, и русская армия одержала в ней скорее «моральную победу».

вуз: Академия МНЭПУ
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: