Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

МНЭПУ: 20 лет успешной деятельности

Президент МНЭПУ С. А. Степанов о главных событиях в жизни вуза, предпочтениях студентов 10 лет назад и сейчас, событиях, которые навсегда останутся в памяти.

Специально для студенческой газеты «Шанхай».

Почитать в формате PDF все статьи номера.

- МНЭПУ – 20 лет. В российских условиях это достойный возраст для вуза, особенно с учетом глобальных образовательных реформ, которые происходили в стране. Скажите, пожалуйста, какие события имели наибольшее значение для развития МНЭПУ?

- В январе 1992 г., будучи членом Экспертного совета при правительстве РСФСР по оценке кризисных ситуаций, академик Никита Николаевич Моисеев дал согласие стать научным руководителем создаваемого МНЭПУ, а в 1993 г. – президентом МНЭПУ. Результатом его обращения к Борису Ельцину о государственной поддержке создаваемого университета стало постановление правительства РСФСР «Вопросы Международного независимого эколого-политологического университета» (август 1993 г.), признавшего необходимость для страны специализированного вуза социально-экологической направленности.

Затем правительство России выпустило еще два постановления государственной поддержки: о создании на базе МНЭПУ и университета г. Карлсруэ Российско-германского колледжа (1995 г.); о создании на базе МНЭПУ и Московского энергетического института (МЭИ) Московского экологического центра (1996 г.).

Договор о  сотрудничестве МНЭПУ и МЭИ (1995 г.) стал ключевым событием успешной неформальной интеграции государственного и негосударственного вузов и мощным стимулом развития МНЭПУ.

А приобретение МНЭПУ собственного здания на улице Космонавта Волкова создало надежную материальную базу для успешной деятельности и дальнейшего развития экологического университета.

- Какие из идей Никиты Николаевича Моисеева, первого президента МНЭПУ, сейчас особенно важны для развития образования?

- Работая в начале 50-х гг. прошлого века на кафедре теории взрыва, которую возглавлял академик М. А. Лаврентьев, Н. Н. Моисеев обратился к своему учителю за советом о том, чему, прежде всего, следует учить студентов. Ответ был примерно такой: «Лет через 20 в технике произойдут такие изменения, о которых мы сегодня и догадываться не можем. И, тем более сказать, что придется знать нашим питомцам. Да и сами мы этого не знаем. Поэтому надо учить классике. Это и есть база: надо учить тому, как человек должен учиться новому». И в своих трудах, выступлениях перед профессорско-преподавательским составом и студентами Н. Н. Моисеев проносил эту идею инновационного образовании.

Это первое. Второе: 21 век, утверждал Н. Н. Моисеев, век гуманитарных знаний, потому что все проблемы возникают от человека. Поэтому нужно лучше изучать проблему человека, вооружать его экологическими знаниями, формировать у него новое мировоззрение уважительного отношения к природе, законам ее развития. Основой всякого образования должно быть экологическое образование.

- В докладе 1998 г. Никита Николаевич указывал: «Государственные вузы должны работать в рамках достаточно жестких стандартов, и в этих рамках трудно внедрять новые идеи, новые программы, новые методы преподавания. Трудно экспериментировать. Негосударственные же небольшие университеты могут оказаться впередсмотрящими нашей отечественной «Системы Учитель». Как вы считаете, это высказывание актуально и сейчас?

- «Система Учитель» Н. Н. Моисеева – его  философия эволюции человека, история возникновения мыслительной деятельности на основе памяти, заложенной в генетику. И эта система находится в постоянном развитии. Никита Николаевич часто приводил один исторический факт.

В 1860 г. вспыхнула война между протестантской Пруссией и католической Австрией, тогда еще могущественной империей. Она закончилась полным разгромом Австрии, который открыл путь к превращению Пруссии в Германскую империю. Когда генерал Мольтке, командовавший прусской армией, докладывал об успехах королю Вильгельму, то канцлер Бисмарк произнес знаменитую фразу о том, что не прусская армия победила австрийскую, а прусский учитель победил австрийского. И старый канцлер был прав. За два десятилетия, которые прошли после победы реформации и утверждения новой системы ценностей, благодаря в первую очередь прусскому учителю изменился весь образ жизни народа: повысилась его целеустремленность, возросло чувство ответственности за мастерство во всех его проявлениях.

Вот и сегодня в условиях глобализации, коренных социально-экономических изменений в нашей стране только система образования способна придать развитию страны инновационный характер. Отечественное образование переживает системный кризис, и страна только выиграет от установления цивилизованной конкуренции государственных и негосударственных вузов. Небольшие вузы быстрее перестраивают содержание образовательных программ, лучше «чувствуют» каждого студента, учитывают его интересы... Негосударственные вузы могут быть небольшими, как наш партнер в Великобритании – университет г. Букингема. В 90-х гг. канцлером этого вуза была Маргарет Тэтчер, бывшая премьер-министр этой страны. В университете – всего 800 студентов очного отделения, но по качеству работы он входит в число лучших английских образовательных учреждений.

- Как изменился образ студента МНЭПУ за последние 10 лет? И как, по-вашему мнению, он будет меняться в ближайшем будущем?

- Безусловно, и абитуриенты, и студенты изменились. У абитуриентов появилось большое внимание к качеству и содержанию образовательных программ, заинтересованность в престижности вуза, у студентов – повысилась мотивированность в  качестве обучения, возможности совмещения обучения с работой, условиях проявления творческих способностей, освоении дополнительных специальностей.

В связи с мобильностью трудового рынка, революционными изменениями в технологиях, закрытием одних видов производства и открытием все новых и новых видов системы услуг у студентов все в большей мере уже на студенческой скамье появится интерес освоения двух и более специальностей (направлений образовательных программ). Например, экологам, экономистам, политологам в процессе развития карьеры больше потребуются юридические знания и, наоборот, более востребованы будут юристы, имеющие теоретические и прикладные знания в тех областях, в которых они будут специализироваться: экономическое право, право интеллектуальной собственности (СМИ, издательское дело и  т. д.), экологическое право, ювенальное право и т. д.

- Какое событие из вашей студенческой жизни осталось навсегда в памяти?

- Я – выпускник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. И поступал на истфак еще в старом здании факультета на Маховой улице, первое впечатление от первого посещения факультета – это запах древности и ее пыли: в коридорах, на полу которых вдоль стен лежали каменные изображения древних людей, зверей каменные узоры от древних дворцов и жилищ прошлых тысячелетий – результат археологических экспедиций. Этот запах я вспомнил через десятилетие, когда был в древних Бухаре и Самарканде, посещая исторические памятники, мечети.

вуз: Академия МНЭПУ
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: