В работе семинара помимо автора статьи приняли участие преподаватели кафедры Всеобщей истории: заведующий кафедрой, профессор, д.и.н. Д. В. Деопик, декан исторического факультета, доцент, к.и.н. священник Андрей Постернак, профессор, к.и.н. Б. А. Филиппов, доцент, к.и.н. А. М. Лотменцев и студенты старших курсов.
Доклад Георгия Евгеньевича был посвящен анализу латинского источника «Altercatio Heracliani cum Germinio», который является обработанной неизвестным редактором – сторонником никейского течения, записью диспута епископа города Сирмия Герминия с мирянином Гераклианом, состоявшегося 13 января 366 года. Перевод данного памятника на русский язык был подготовлен докладчиком для публикации в «Вестнике ПСТГУ».
Г.Е. Захаров отметил, что этот источник рисует нам яркую картину церковной жизни позднеантичного города эпохи арианского кризиса. Епископ Герминий ведет диалог с обвиняемым в ереси мирянином Гераклианом, придерживающимся никейских взглядов. Спор имеет характер не частной беседы, а публичного диспута, в котором участвуют клирики, а также церковный народ во главе со знатнейшей его частью.
«Altercatio Heracliani cum Germinio» позволяет, по мнению автора, сделать несколько важных выводов об особенностях церковного строя и церковных конфликтов в IV столетии. Основополагающими принципами церковной организации являются единоначалие епископа и согласие церковного народа. Эти принципы взаимно обуславливают друг друга. Епископ и народ должны пребывать в неразрывном единстве, являющимся залогом бытия местной церкви и основанием ее кафоличности. Однако церковная практика очень часто не в полной мере соответствовала этим идеальным представлениям.
Арианский кризис IV в. был, в этой связи, конфликтом не только и даже не столько внутри коллегии епископата, он был столкновением местных церквей. Но особенно трагично то, что арианские споры были чреваты расколами внутри отдельно взятой местной церкви, что делало невозможным естественное течение церковной жизни. В то же время сам по себе тот факт, что значительная часть населения города оказывается вовлеченной в доктринальный спор, показывает, сколь быстрыми темпами шла христианизация античного города в IV столетии.
Докладчику был задан ряд вопросов, в частности, касающихся жанра источника и его происхождения. В завершение заседания Георгий Евгеньевич поблагодарил коллег за целый ряд ценных замечаний и пожеланий, которые будут учтены им при подготовке статьи для «Вестника ПСТГУ».
Марфа Егорова