Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Немецкий язык в образовательном пространстве России: традиции и инновации

19-20 ноября 2012 года в МГОУ состоялась международная научно-практическая конференция «Немецкий язык в образовательном пространстве России: традиции и инновации», которая была организована Министерством образования Московской области, Московским государственным областным университетом, региональной общественной организацией «Ассоциация преподавателей немецкого языка Московской области» (АПНЯМО).

В форуме приняли участие министр образования Московской области Лидия Николаевна Антонова; посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации господин Ульрих Бранденбург; представители Гёте-Института в Москве; представители Германской службы академических обменов; российские и немецкие деятели образования, науки, культуры; учителя и преподаватели немецкого языка из 48 городов России. МГОУ стал площадкой встречи и обмена мнениями около 150 человек – тех, кто ежедневно вносит свой вклад в развитие и укрепление позиций немецкого языка в Европе и России.


Открыл конференцию ректор МГОУ, вице-президент Ассоциации преподавателей немецкого языка Московской области Павел Николаевич Хроменков. Он представил президиум и почетных гостей этого форума: посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Ульриха Бранденбурга, почётного доктора МГОУ, начальника отдела школьного и специального образования Министерства образования, культуры и просвещения Баварии в отставке Гельмута Виттманна, директора Мюнхенского института иностранных языков и переводчиков Феликса Майера,  главу Московского представительства Германской службы академических обменов DAAD Грегора Бергхорна, заместителя главы Московского представительства DAAD, почётного доктора МГОУ, члена Президиума РОО «АПНЯМО» Антона Ойбу, представляющего Союз российско-германского научного и культурного сотрудничества, главу аппарата государственного министра по федеральным и европейским делам (Государственное управление Баварии) Габриэллу Штаунер, поэта и писателя Гельмута Цопфла.

В своем приветственном слове П.Н. Хроменков поблагодарил посла Федеративной Республики Германия в РФ Ульриха Бранденбурга за оказанную честь принять участие в конференции, министра образования Московской области Л.Н. Антонову – за поддержку и содействие в развитии немецкого языка в Московской области. Он сказал, что данная конференция подводит некоторые итоги всем последним встречам по популяризации немецкого языка в России и Московской области, что она наметит пути дальнейшей совместной работы в области научных исследований и методических разработок.

Министр образования Московской области Лидия Николаевна Антонова также подчеркнула значимость этого форума, на котором собралась творческая международная команда, способная эффективно и качественно решать актуальные проблемы. Л.Н. Антонова сказала, что в Московской области изучение немецкого языка очень важно: в регионе функционирует около 500 немецких фирм, и привела показательные цифры: в новом учебном году уже 28% подмосковных школьников изучают немецкий язык. Министр заметила, что укреплению позиций немецкого языка в области способствует, в первую очередь, деятельность МГОУ и создание в университете Центра немецкого языка и культуры Московской области. Она обратилась к учителям немецкого языка: «От вашего уровня, от вашего творческого отношения к преподаванию зависит результат – качество владения языком учащимися».

Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Ульрих Бранденбург в своей речи упомянул о важной роли мероприятий, проводимых в рамках года Германии в России, для укрепления позиций немецкого языка в Европе, России. Тесное сотрудничество между нашими странами в экономике и культуре является фактором, способствующим укреплению нашей дружбы, а также развитию немецкого языка, - подчеркнул он. Немецкий язык как иностранный язык играет большую роль в образовательном процессе, он постоянно развивается, в том числе благодаря заимствованиям из других языков, которые являются фундаментом для этого развития.  У. Бранденбург заметил, что в Германию с каждым годом приезжает все больше иностранных студентов, желающих изучать немецкий язык. Задача посольства в этом смысле - способствовать расширению академического обмена преподавателями и студентами между Россией и Германией.

Глава Московского представительства Германской службы академических обменов DAAD Грегор Бергхорн отметил, что с 1992 года началась практика обучения российских студентов в вузах Германии, и эта традиция продолжает развиваться. Его очень радует тот факт, что многие студенты имеют возможность обучаться по обмену. Г. Бергхорн высоко оценил роль МГОУ в укреплении сотрудничества между нашими странами в области образования и культуры. В обучении иностранному языку очень важно, - подчеркнул Г. Бергхорн, - учитывать человеческий фактор, увлеченность преподавателя, его заинтересованность передать учащимся свои знания и свою любовь к языку.

Почётный доктор МГОУ, представляющий Союз российско-германского научного и культурного сотрудничества, член Президиума РОО «АПНЯМО» Антон Ойба также говорил о большом значении сотрудничества в образовательной и культурной сфере между Россией и Германией. Он заметил, что уже 20 лет целый ряд делегаций из МГОУ приезжает в Германию для совершенствования немецкого языка, для налаживания и укрепления контактов в разных областях деятельности. Во многом такое сотрудничество и академические обмены между странами стали возможными благодаря  активному взаимодействию с Посольством Германии в России.

Глава аппарата государственного министра по федеральным и европейским делам (Государственное управление Баварии) Габриэлла Штаунер с удовлетворением отметила, что число молодых людей, изучающих немецкий язык в Европе, России, неуклонно растет. Она также привлекла внимание к необходимости прилагать усилия, чтобы сохранить богатство языков и культур в рамках Европейского Союза, несмотря на тот печальный факт, что некоторые языки прекращают свое существование.

Юлия Эльснер, эксперт Гёте-Института в Москве, консультант и координатор проектов "Раннее обучение немецкому языку" рассказала в своем выступлении о реализации новой концепции-методики с использованием персонажа-куклы – зайчишки Ханса. Методика успешно применяется не только в детских садах, но и в школах и даже в вузах. Особенность этой методики состоит в том, что обучение иностранному языку происходит в такой обстановке и с такой легкостью и непосредственностью, как будто дети обучаются родному языку: они поют, танцуют, рисуют – обучение иностранному языку происходит незаметно и с большим удовольствием!

Поэт и писатель Гельмут Цопфл посвятил свое выступление такому важному понятию в языке, как слово. Он сказал, что слово – это нечто таинственное, многогранное, что ребенку требуется какое-то время для того, чтобы понять смысл слова в различных измерениях. Очень важно прочувствовать оттенки значений, многообразие понятий, проникнуться в такие понятия как любовь, ненависть, зло, нежность. Необходимо не просто сделать перевод слова, но и осознать, что за ним стоит – не просто объект, а его характер, не просто понятие, а еще и его абстрактное значение или философский смысл.

Директор Мюнхенского института иностранных языков и переводчиков Феликс Майер в своем выступлении выразил  обеспокоенность по поводу утраты немецким языком своих позиций в сфере профессионального общения. Из-за большого количества англицизмов немецкий язык, по его мнению,  утрачивает свой характер, теряет способность к собственному словообразованию. По многим дисциплинам научные публикации в журналах выходят на английском языке, не разрабатывается необходимая терминология на немецком языке. Феликс Майер высказал свою четкую позицию: нужно приложить все возможные усилия, чтобы противостоять этому процессу, сделать так, чтобы немецкий язык не утратил свой коммуникативный потенциал для специалистов в разных областях знаний.

Почётный доктор МГОУ, начальник отдела школьного и специального образования Министерства образования, культуры и просвещения Баварии в отставке Гельмут Виттманн проанализировал систему повышения квалификации учителей в Баварии/Германии, выделив в этой системе центральные, региональные и школьные центры повышения квалификации и указав также на возможность виртуального повышения квалификации.

Зав. кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения МГПУ Дана Казимировна Бартош рассказала о практико-ориентированных технологиях профессиональной подготовки студентов-лингвистов, включающих в том числе педагогические игры, психологические тренинги, спецкурсы, педагогическую практику. Руководитель проекта «Горизонты» Центра группы германских языков издательства «Просвещение» Антон Александрович Братишко остановился в своем выступлении на информационно-образовательных ресурсах как важном компоненте в новой системе образования. Зав. лабораторией языкового поликультурного образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Павел Викторович Сысоев рассказал о дидактических свойствах и функциях современных информационных и коммуникационных технологий в обучении немецкому языку. Эберхард Грайн (АО Сименс, Мюнхен «Частная высшая школа Северного Гессена DIPLOMA», «Институт экономики и менеджмента») прочитал доклад на тему «Статус немецкого языка как учебной дисциплины в российской системе образования».

В этот день участники конференции разбились на группы, чтобы обмениваться опытом и решать актуальные проблемы немецкого языка на мастер-классах, в более тесном сотрудничестве. Были затронуты, в том числе, следующие темы: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка», «Интегративный подход к обучению немецкому языку в средней общеобразовательной школе», «Информационно-коммуникационные технологии в формировании компетентностных знаний», «Театр на уроках немецкого языка», «Автономное обучение: креативно-когнитивный подход обучения немецкому языку», «Блоги, вики и подкасты в обучении немецкому языку» и др. Всего было проведено 9 мастер-классов для учителей школ и преподавателей вузов с использованием разнообразных методик обучения немецкому языку.

На следующий день, 20 ноября, конференция активно продолжила свою работу  по секциям: «Состояние и развитие современного немецкого языка», «ИКТ в образовательном процессе по немецкому языку», «Образовательные технологии в сфере межкультурной коммуникации», «Проблемы технологии обучения немецкому языку в системе школьного иноязычного образования», где было обсуждено 47 докладов по тематике конференции.

Закончилась конференция итоговым пленарным заседанием, на котором прозвучали следующие доклады:  «Роль немецкого национального меньшинства и потенциал общественных организаций в популяризации немецкого языка в образовательном пространстве России» (О.К.Мартенс, заместитель председателя Международного союза немецкой культуры); «Личностно развивающий потенциал современного менеджмента в контексте продвижения немецкоязычного образования» (И.Н.Рождественская, Президент Ассоциации преподавателей немецкого языка Московской области); «Стимулирование изучения немецкого языка в детском саду и начальной школе посредством песен, игр, рифмовок, стихов» (Г. Виттманн, почётный доктор МГОУ, начальник отдела школьного и специального образования Министерства образования, культуры и просвещения Баварии в отставке) и др.

Завершила работу научно-практической конференции член Президиума АПНЯМО, проректор по научной работе МГОУ, зав.кафедрой германской филологии МГОУ Марина Николаевна Левченко, отметив, что состоявшийся форум – важное событие для российских и немецких деятелей образования, науки и культуры, он затронул актуальные вопросы преподавания немецкого языка, явился творчески-многогранной площадкой обмена научно-практическими идеями и проектами российских и немецких коллег-единомышленников для дальнейшей популяризации и развития немецкого языка в Европе, России и, конечно, в Московской области.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

вуз: Московский государственный областной университет
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: