Сближение национальных систем образования в рамках Европейского Союза – важная веха в глобальном развитии высшей школы в XXI веке.
Проект «Tuning» - «Настройка образовательных структур» - начинался и развивался в широком контексте создания и постоянного реформирования системы европейского высшего образования. Название «Tuning» было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным учебным планам, а к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ.
«Tuning» стартовал в 2000 году как проект, призванный связать политические цели Болонского процесса (и позднее – Лиссабонской стратегии) с целями высших учебных заведений. За несколько лет работы проект сформировал основные методологические подходы к проектированию, разработке, внедрению, оценке и повышению качества образовательных программ для первого, второго и третьего уровня высшего образования.
«Tuning» ориентирован на нужды образовательных учреждений и их структур, он предлагает всесторонний подход к реализации задач Болонского процесса, как на уровне университетов, так и на уровне отдельных предметных областей. Методология «Tuning» дает основные инструменты для разработки, реализации и оценки образовательных программ для каждого из уровней образования.
Разработанная в рамках проекта «Настройка образовательных программ в европейских вузах» методология «Tuning» сегодня приобрела международное значение, выступая в качестве универсального инструмента модернизации учебных планов в контексте достижения профессиональных компетенций. Высшие учебные заведения разных стран и континентов в условиях расширяющегося сотрудничества все чаще прибегают к её использованию для построения совместных образовательных программ, предусматривающих академическую мобильность, включенное обучение, внедрение системы академических кредитов, обмен образовательными модулями и взаимное признание дипломов.
Делегация МГАДА во главе с ректором Костиной Т.И., главные координаторы проекта "Tuning" и руководители международной академии "Tuning" Хулия Гонсалес (Университет Дэусто, Испания) и Робер Вагенаар
(Университет Гронингена, Нидерланды), директор национального офиса Темпус в РФ Олейникова О.Н.
Российские вузы также включились в освоение методологии «Tuning». В условиях введения в РФ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также значительного расширения свобод вузов в формировании своих образовательных программ, интерес к активному использованию методологии «Tuning» в построении учебных программ для разных направлений подготовки в России существенно возрос.
Одним из первых российских вузов, поддержавших необходимость освоения методологии «Tuning», стала Московская государственная академия делового администрирования, которая наряду с четырьмя ведущими европейскими университетами (Университет Деусто, Испания; Университет Гронингена, Нидерланды; Тринити Колледж, Университет Дублина, Ирландия; Падуанский Университет, Италия) и 12 российскими вузами приняла участие в проекте TEMPUS «Tuning Russia».
TEMPUS – это проект по институционализации использования методологии «Tuning» в образовательной философии и практике вузов России. Его цель – создание сети консультационно-методических Tuning-центов в России и согласованного, в том числе в европейском формате, перечня общих и профессиональных компетенций с последующим использованием их в процессе структурирования и описания образовательных программ всех уровней высшего образования по девяти предметным областям.
С 19 по 24 ноября 2012 года в Брюсселе прошла третья общая встреча проекта «Tuning Russia», в которой приняли участие представители вузов Европы, России, Америки, Африки и Азии.
Московскую государственную академию делового администрирования на встрече представляли ректор, д.ф.н., профессор Тамара Ивановна Костина, директор Института права, к.ю.н., профессор Маргарита Владимировна Токмовцева, вошедшая в состав предметной группы «Юриспруденция», руководитель Международного отдела Катерина Львовна Кабахидзе, представляющая Академию в предметной группе «Иностранные языки», и координатор международных проектов Наталья Александровна Чионова, которая совместно с представителями МГУ им. М.В. Ломоносова возглавила работу предметной группы «Экономика и Менеджмент».
Ректор МГАДА Костина Т.И., директор национального офиса Темпус в России Олейникова О.Н., координатор международных проектов МГАДА Чионова Н.А.
Особенностью встречи стало то, что в работе предметных групп кроме европейских экспертов приняли участие и эксперты из России, признанные в российском академическом сообществе и задействованные в формировании политики в области образования в РФ.
По итогам первой встречи проекта «Tuning Russia» перед участниками стояло несколько задач, одна из них – это проведение анкетирования российских студентов, выпускников, преподавателей и работодателей с целью выявления наиболее значимых компетенций.
Анкетирование по предметным группам «Экономика и Менеджмент», «Юриспруденция» и «Иностранные языки» проходило на базе МГАДА и еще двенадцати российских университетов.
По итогам опроса были выделены наиболее важные компетенции, которые лягут в основу методических рекомендаций по разработке образовательных программ по данным предметным областям.
Поэтому, собираясь в третий раз, участники проекта «Tuning Russia» должны были в ходе совместной работы в международных группах сформулировать итоговую версию методических рекомендаций для разработки программ по методологии «Tuning» с учетом специфики применения этой методологии в России.
Ключевым событием третьей встречи стало проведение Международной конференции «Tuning в мире – новые образовательные программы для нового общества». Основной темой конференции стало сравнение подходов в методологии Tuning в регионах мира: Латинской Америке, Африке, России, Японии, Америке.
В конференции приняли участие более 500 участников из 80 стран мира.
Перед собравшимися выступили главные координаторы проекта «Tuning» и руководители международной академии «Tuning» Хулия Гонсалес (Университет Дэусто, Испания) и Роберт Вагенаар (Университет Гронингена, Нидерланды), рассказавшие о внедрение проекта «Tuning» по всему миру. Среди приглашенных на конференцию было множество именитых гостей, таких как эксперт в области методологии «Tuning» Фолькер Геймлих (Университет Ольденбурга, Германия), член Общего управления образования и культуры Европейской комиссии Джули Фионда и Надин Бюркель – генеральный секретарь Европейского центра стратегического управления университетов.
Помимо выступлений экспертов были проведены круглые столы. Темой первого стало «Внедрение методологии «Tuning» с учетом национальной, межрегиональной и региональной политики», где свои доклады представили вузы Африки, Латинской Америки, Японии, Европы и России. Тема второго круглого стола: «Сравнение специфики образовательных программ в мире». Представителем от России выступила директор национального офиса Темпус в РФ Ольга Николаевна Олейникова.
Помимо выступлений экспертов и проведения круглых столов прошла презентация нового журнала «Tuning Higher Education Journal», редактором которого стал Пол Райн – почетный профессор университета Гэлвэй, Ирландия.
Ректор МГАДА Костина Т.И., директор Института права МГАДА Токмовцева М.В., координатор международных проектов МГАДА Чионова Н.А. вместе с участниками Международной конференции
Следующий день встречи прошел под эгидой Международного форума в области образовательной политики, на котором были освещены три ключевых вопроса: «Образование и трудоустройство. Проблемы и решения», «Политическое мастерство: подходы для внедрения. Политика на основе фактических данных в высшем образовании», «Будущее политики высшего образования и тенденции его развития».
Международный форум продолжился проведением круглого стола для представителей из России «Tuning и политика на основе фактических данных в высшем образовании».
Участие в круглом столе приняли ректор МГАДА Т.И. Костина, ректор ТвГУ А. В. Белоцерковский, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Е.В. Чупрунов, ректор МГОУ П.Н. Хроменков, ректор УдГУ Г.В. Мерзлякова, ректор ДГТУ Б.Ч. Месхи, ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого В.А. Панин, ректор РГГУ Е.И. Пивовар, ректор МИРЭА А.С. Сигов, ректор НовГУ В.Р. Вебер, а также проректоры других вузов-участников встречи и руководители государственных и общественных организаций, действующих в системе российского образования.
В ходе встречи обсуждались следующие вопросы: интеграция российского высшего образования в мировое образовательное пространство: актуальность, проблемы, перспективы, вклад российских университетов; методологические подходы, разработанные в проекте “Tuning Russia”, как инструмент гармонизации образовательных программ европейских и российских университетов: перспективы использования, возможные проблемы, а также возможность применения методологии Tuning при формировании новой концепции государственной стандартизации образовательных программ российских вузов (ФГОС и образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых университетами): актуальность, возможности и проблемы.
Председатель предметной группы "Экономика и менеджмент" Чионова Н.А. вместе с участниками рабочей группы
«Я полностью удовлетворена достигнутыми нашей группой результатами. Могу сказать больше: у меня сложилось впечатление, что за все время проекта мы смогли наиболее сильно продвинуться в освоении методологии «Tuning» и смогли наконец понять, как это должно работать! Отрадно было видеть, что коллеги из других предметных групп говорят с нами на одном языке.
Очень надеюсь, что наш «главный идеолог» Хулия Гонсалес также получила удовлетворение, слушая наши отчеты о проделанной работе.
Интересным опытом стала возможность сравнить результаты, полученные в России, с результатами опроса по направлению «Бизнес» в Латинской Америке. Мы были рады, когда поняли, что наши профили компетенций, предназначенные управленцам, очень схожи, а если не обращать внимания на особенности некоторых формулировок, то практически идентичны! А ведь до этого мы не видели друг друга и никак не общались. По-моему, это лучшее доказательство того, что мы все движемся в правильном направлении и методология «Tuning» действительно работает»! – заявила председатель предметной группы «Экономика и Менеджмент», координатор международных проектов МГАДА Наталья Александровна Чионова.
Ссылки по теме:
International education conference on degree profiling
Tuning in the world: new degree profiles for new societies
Tuning Russia
Вторая рабочая встреча по проекту Tuning Russia
МГАДА возглавила рабочую группу в рамках проекта Tuning Russia
Проект «Tuning» - «Настройка образовательных структур» - начинался и развивался в широком контексте создания и постоянного реформирования системы европейского высшего образования. Название «Tuning» было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным учебным планам, а к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ.
«Tuning» стартовал в 2000 году как проект, призванный связать политические цели Болонского процесса (и позднее – Лиссабонской стратегии) с целями высших учебных заведений. За несколько лет работы проект сформировал основные методологические подходы к проектированию, разработке, внедрению, оценке и повышению качества образовательных программ для первого, второго и третьего уровня высшего образования.
«Tuning» ориентирован на нужды образовательных учреждений и их структур, он предлагает всесторонний подход к реализации задач Болонского процесса, как на уровне университетов, так и на уровне отдельных предметных областей. Методология «Tuning» дает основные инструменты для разработки, реализации и оценки образовательных программ для каждого из уровней образования.
Разработанная в рамках проекта «Настройка образовательных программ в европейских вузах» методология «Tuning» сегодня приобрела международное значение, выступая в качестве универсального инструмента модернизации учебных планов в контексте достижения профессиональных компетенций. Высшие учебные заведения разных стран и континентов в условиях расширяющегося сотрудничества все чаще прибегают к её использованию для построения совместных образовательных программ, предусматривающих академическую мобильность, включенное обучение, внедрение системы академических кредитов, обмен образовательными модулями и взаимное признание дипломов.
Делегация МГАДА во главе с ректором Костиной Т.И., главные координаторы проекта "Tuning" и руководители международной академии "Tuning" Хулия Гонсалес (Университет Дэусто, Испания) и Робер Вагенаар
(Университет Гронингена, Нидерланды), директор национального офиса Темпус в РФ Олейникова О.Н.
Российские вузы также включились в освоение методологии «Tuning». В условиях введения в РФ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также значительного расширения свобод вузов в формировании своих образовательных программ, интерес к активному использованию методологии «Tuning» в построении учебных программ для разных направлений подготовки в России существенно возрос.
Одним из первых российских вузов, поддержавших необходимость освоения методологии «Tuning», стала Московская государственная академия делового администрирования, которая наряду с четырьмя ведущими европейскими университетами (Университет Деусто, Испания; Университет Гронингена, Нидерланды; Тринити Колледж, Университет Дублина, Ирландия; Падуанский Университет, Италия) и 12 российскими вузами приняла участие в проекте TEMPUS «Tuning Russia».
TEMPUS – это проект по институционализации использования методологии «Tuning» в образовательной философии и практике вузов России. Его цель – создание сети консультационно-методических Tuning-центов в России и согласованного, в том числе в европейском формате, перечня общих и профессиональных компетенций с последующим использованием их в процессе структурирования и описания образовательных программ всех уровней высшего образования по девяти предметным областям.
С 19 по 24 ноября 2012 года в Брюсселе прошла третья общая встреча проекта «Tuning Russia», в которой приняли участие представители вузов Европы, России, Америки, Африки и Азии.
Московскую государственную академию делового администрирования на встрече представляли ректор, д.ф.н., профессор Тамара Ивановна Костина, директор Института права, к.ю.н., профессор Маргарита Владимировна Токмовцева, вошедшая в состав предметной группы «Юриспруденция», руководитель Международного отдела Катерина Львовна Кабахидзе, представляющая Академию в предметной группе «Иностранные языки», и координатор международных проектов Наталья Александровна Чионова, которая совместно с представителями МГУ им. М.В. Ломоносова возглавила работу предметной группы «Экономика и Менеджмент».
Ректор МГАДА Костина Т.И., директор национального офиса Темпус в России Олейникова О.Н., координатор международных проектов МГАДА Чионова Н.А.
Особенностью встречи стало то, что в работе предметных групп кроме европейских экспертов приняли участие и эксперты из России, признанные в российском академическом сообществе и задействованные в формировании политики в области образования в РФ.
По итогам первой встречи проекта «Tuning Russia» перед участниками стояло несколько задач, одна из них – это проведение анкетирования российских студентов, выпускников, преподавателей и работодателей с целью выявления наиболее значимых компетенций.
Анкетирование по предметным группам «Экономика и Менеджмент», «Юриспруденция» и «Иностранные языки» проходило на базе МГАДА и еще двенадцати российских университетов.
По итогам опроса были выделены наиболее важные компетенции, которые лягут в основу методических рекомендаций по разработке образовательных программ по данным предметным областям.
Поэтому, собираясь в третий раз, участники проекта «Tuning Russia» должны были в ходе совместной работы в международных группах сформулировать итоговую версию методических рекомендаций для разработки программ по методологии «Tuning» с учетом специфики применения этой методологии в России.
Ключевым событием третьей встречи стало проведение Международной конференции «Tuning в мире – новые образовательные программы для нового общества». Основной темой конференции стало сравнение подходов в методологии Tuning в регионах мира: Латинской Америке, Африке, России, Японии, Америке.
В конференции приняли участие более 500 участников из 80 стран мира.
Перед собравшимися выступили главные координаторы проекта «Tuning» и руководители международной академии «Tuning» Хулия Гонсалес (Университет Дэусто, Испания) и Роберт Вагенаар (Университет Гронингена, Нидерланды), рассказавшие о внедрение проекта «Tuning» по всему миру. Среди приглашенных на конференцию было множество именитых гостей, таких как эксперт в области методологии «Tuning» Фолькер Геймлих (Университет Ольденбурга, Германия), член Общего управления образования и культуры Европейской комиссии Джули Фионда и Надин Бюркель – генеральный секретарь Европейского центра стратегического управления университетов.
Помимо выступлений экспертов были проведены круглые столы. Темой первого стало «Внедрение методологии «Tuning» с учетом национальной, межрегиональной и региональной политики», где свои доклады представили вузы Африки, Латинской Америки, Японии, Европы и России. Тема второго круглого стола: «Сравнение специфики образовательных программ в мире». Представителем от России выступила директор национального офиса Темпус в РФ Ольга Николаевна Олейникова.
Помимо выступлений экспертов и проведения круглых столов прошла презентация нового журнала «Tuning Higher Education Journal», редактором которого стал Пол Райн – почетный профессор университета Гэлвэй, Ирландия.
Ректор МГАДА Костина Т.И., директор Института права МГАДА Токмовцева М.В., координатор международных проектов МГАДА Чионова Н.А. вместе с участниками Международной конференции
Следующий день встречи прошел под эгидой Международного форума в области образовательной политики, на котором были освещены три ключевых вопроса: «Образование и трудоустройство. Проблемы и решения», «Политическое мастерство: подходы для внедрения. Политика на основе фактических данных в высшем образовании», «Будущее политики высшего образования и тенденции его развития».
Международный форум продолжился проведением круглого стола для представителей из России «Tuning и политика на основе фактических данных в высшем образовании».
Участие в круглом столе приняли ректор МГАДА Т.И. Костина, ректор ТвГУ А. В. Белоцерковский, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Е.В. Чупрунов, ректор МГОУ П.Н. Хроменков, ректор УдГУ Г.В. Мерзлякова, ректор ДГТУ Б.Ч. Месхи, ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого В.А. Панин, ректор РГГУ Е.И. Пивовар, ректор МИРЭА А.С. Сигов, ректор НовГУ В.Р. Вебер, а также проректоры других вузов-участников встречи и руководители государственных и общественных организаций, действующих в системе российского образования.
В ходе встречи обсуждались следующие вопросы: интеграция российского высшего образования в мировое образовательное пространство: актуальность, проблемы, перспективы, вклад российских университетов; методологические подходы, разработанные в проекте “Tuning Russia”, как инструмент гармонизации образовательных программ европейских и российских университетов: перспективы использования, возможные проблемы, а также возможность применения методологии Tuning при формировании новой концепции государственной стандартизации образовательных программ российских вузов (ФГОС и образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых университетами): актуальность, возможности и проблемы.
Председатель предметной группы "Экономика и менеджмент" Чионова Н.А. вместе с участниками рабочей группы
«Я полностью удовлетворена достигнутыми нашей группой результатами. Могу сказать больше: у меня сложилось впечатление, что за все время проекта мы смогли наиболее сильно продвинуться в освоении методологии «Tuning» и смогли наконец понять, как это должно работать! Отрадно было видеть, что коллеги из других предметных групп говорят с нами на одном языке.
Очень надеюсь, что наш «главный идеолог» Хулия Гонсалес также получила удовлетворение, слушая наши отчеты о проделанной работе.
Интересным опытом стала возможность сравнить результаты, полученные в России, с результатами опроса по направлению «Бизнес» в Латинской Америке. Мы были рады, когда поняли, что наши профили компетенций, предназначенные управленцам, очень схожи, а если не обращать внимания на особенности некоторых формулировок, то практически идентичны! А ведь до этого мы не видели друг друга и никак не общались. По-моему, это лучшее доказательство того, что мы все движемся в правильном направлении и методология «Tuning» действительно работает»! – заявила председатель предметной группы «Экономика и Менеджмент», координатор международных проектов МГАДА Наталья Александровна Чионова.
Ссылки по теме:
International education conference on degree profiling
Tuning in the world: new degree profiles for new societies
Tuning Russia
Вторая рабочая встреча по проекту Tuning Russia
МГАДА возглавила рабочую группу в рамках проекта Tuning Russia