В этом году основными темами пленарного заседания стали интернационализация образования, новые тенденции в развитии высшей школы, англоязычные образовательные программы, а также те изменения, которые коснутся российского высшего образования после вступления в силу нового федерального закона «Об образовании» осенью этого года.
Открыл пленарное заседание председатель Совета УМО, ректор МГИМО, академик РАН А.Торкунов. Он выступил с докладом «Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании». По традиции в первой части своего доклада А.Торкунов коснулся актуальных вопросов развития международных отношений на современном этапе. Затем были освящены особенности и специфические условия подготовки международников для осуществления их профессиональной деятельности в существующем международно-политическом контексте. Ректор МГИМО выделил три основных компонента подготовки высококвалифицированных специалистов-международников. Это историко-политическая, международно-правовая и мирэкономическая составляющие. Именно они формируют тот базис, вокруг которого выстраиваются все прочие компетенции будущего специалиста.
А.Торкунов уделил внимание новым вызовам и трудностям, с которыми сталкивается высшая школа в условиях трансформации глобального образовательного сообщества. Сделал акцент на значимости интернационализации образования, отметив, что сегодня это одно из основных конкурентных преимуществ университета на рынке образовательных услуг. Обращаясь к представителям российских вузов, Анатолий Васильевич подчеркнул, что сегодня «мы конкурируем не столько между собой, сколько с международными центрами и университетами». В МГИМО эта проблема решается путем развития совместных магистратур, созданием англоязычных образовательных программ. С нового учебного года в Университете откроется и первая в нашей стране англоязычная бакалаврская программа. Более того, в прошедшем году МГИМО начал реализацию масштабного проекта по проведению международной аккредитации всех программ унивесритета.
Также в ходе пленарного заседания выступил директор департамента кадров Министерства иностранных дел РФ С.Гармонин с докладом «Подготовка специалистов-международников: профессионализация обучения». Его доклад отразил взгляд профессионального сообщества на процесс подготовки молодых специалистов. Из последующего за ним выступления заместителя председателя Координационного совета УМО и НМС высшей школы, д.т.н., проректора МГГУ, профессора В.Петрова участники сессии узнали о последних аспектах реформы в области образовании и законодательных новациях. Завершающим на пленарном заседании было выступление проректора МГИМО по общим вопросам А.Мальгина, рассказавшего о недавно прошедшем в университете конвенте РАМИ и его роли как площадки для развития научно-исследовательских проектов и формировании школы международных отношений мирового уровня в России.
Во второй части мероприятия участникам сессии УМО был предложен и несколько иной формат работы. Нововведением этого года стала организация практического семинара по современным тенденциям развития гуманитарных вузов, связанным с интернационализацией образования.
На семинаре обсуждались вопросы участия университетов в международных рейтингах, способы повышения публикационной активности, создание международных образовательных программ. В своем докладе об университетских рейтингах начальник Управления развития и качества образовательного процесса И.Кузьмина рассказала о том, почему практика ранжирования вузов приобретает сегодня особенный смысл как для международного, так и для российского университетского сообщества. Было отмечено, что, несмотря на те сложности, с которыми сталкиваются сегодня гуманитарные университеты при участии в рейтингах, они обладают рядом преимуществ, которые могут стать основной их стратегии успеха. К ним относятся гибкость, хорошая способность к адаптации к новым условиям мирового образовательного рынка — например, возможность создавать англоязычные программы, программы двойных дипломов, формировать широкую сеть взаимодействия с зарубежными партнерами в краткосрочной перспективе.
Тема развития публикационной активности профессорско-преподавательского состава, поднятая в выступлении начальника Управления научной политики МГИМО Н.Большовой и эксперта-консультанта национального фонда подготовки кадров П.Арефьева, затронула наиболее насущные для научного сообщества вопросы. К ним можно отнести отсутствие готовой системы учета и анализа результатов научной деятельности, стимулов со стороны организации к созданию высокоцитируемых публикаций в высокорейтинговых журналах. Более того, эксперты отметили, что зачастую российским ученым не хватает достаточных знаний о том, где, что и каким образом можно и нужно публиковать. Хорошей иллюстрацией здесь послужил пример с публикациями в одном из нескольких региональных изданий американского рецензируемого журнала по международным отношениям. Из нескольких возможных, лишь его основное издание входит в систему Web of Science. Во второй части доклада П.Арефьевым были даны практические рекомендации и пути решения проблем, связанных с повышением международной цитируемости преподавательского состава.
Помимо этого, живой отклик нашла тема академическая мобильности преподавателей и возможности организации академических отпусков для профессуры, преподающей за рубежом.
В заключительной части сессии УМО прошли заседания учебно-методических советов по подготовке специалистов по направлениям «Международных отношения», «Зарубежное регионоведение», «Реклама и связи с общественностью», заседание научно-методического совета по политологии. На них специалисты из различных российских вузов смогли обсудить вопросы повышения качества обучения в условиях существующих образовательных стандартов.
В общих чертах, на всех заседаниях отмечались проблемы слабого уровня подготовки выпускников школ, узость стартового багажа знаний по выбранной специальности. Это, в свою очередь, затрудняет профессиональное обучение студента в стенах вуза, сказывается на качестве подготовки выпускаемого специалиста. Участники УМО рассказали о своем опыте решения подобных проблем, предложили варианты развития в сложившихся условиях. Также было высказано предложение организовать на базе УМО специальные учебно-методические семинары, на которых можно было бы обсудить узкопрофильные проблемы, возникающие при преподавании гуманитарных наук.
Управление развития и качества образовательного процесса