Самвел, зачем вам преподавание, не самая престижная сегодня профессия?
— Для многодетного отца вопрос звучит риторически. И все же попробую ответить коротко, но всерьез: хочется общения с молодыми. Правда, оставить бизнес, компанию «АрхИдея», я не могу: у меня пятеро детей, из которых три студента, а сегодня хорошее образование стоит дорого. Но у меня есть несколько проектов инвестиционно–венчурного характера, и надеюсь, когда они выстрелят, я буду меньше зависеть от зарабатывания денег и смогу больше отдаться науке и преподаванию. Учить — это круто!
Каким, по–вашему, должен быть современный преподаватель?
— Если мы говорим о профессиональном образовании, то, конечно, это практик. Любая бизнес–дисциплина имеет прикладной характер, поэтому доверие к преподавателю возникает, только если знания, которые он передает, основаны на практике. Это главное и обязательное качество. Но недостаточное. Еще преподаватель должен иметь навыки исследователя. Мало просто пересказывать свой опыт в виде кейсов. Этот опыт должен быть систематизирован, и на его основе должна быть создана некая методология, теория, в идеале, может быть, даже школа. И если таких преподавателей, таких школ будет много, то маркетинговая мысль будет развиваться и в стране появится фундаментальная маркетинговая база. Это сегодня очень необходимо, потому что пришло время подытоживать 20–летнюю историю российского бизнеса. В стране должна появиться своя маркетинговая наука. Но, к сожалению, у нас беда с этим. Говорю это не голословно. Я преподаю в нескольких вузах и знаю уровень преподавания маркетинга. Это, как говорится, ниже плинтуса. Учат в основном преподаватели еще советской высшей школы. Есть небольшая часть тех, кто в преподавании опирается на такое зло, как учебник Филипа Котлера. Да, это своего рода букварь маркетинга, но нельзя же все время, все, так сказать, 10 лет, проходить один букварь. Более того, если выражаться метафорически, то Котлер — это не букварь современного маркетингового языка, а какая–то церковно–славянская азбука. То, что предлагает Котлер, в России не работает уже 10–12 лет, потому что он говорит, что делать с продуктом, а не с заложенными в этом продукте идеями и ценностями. И такой вот уровень маркетинговой подготовки нынешних выпускников и стал одной из причин, которая меня заставляет заняться преподаванием.
Источник: «Деловой Петербург»