Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

«Династия Бархиных»

О творческом пути одного из корифеев отечественной архитектуры рассказывает ученик и коллега Б.Г. Бархина, профессор МАРХИ, Некрасов А.Б.:

«Борис Григорьевич Бархин родился в Иркутске, в семье городского архитектора Григория Борисовича Бархина, одного из авторов интерьеров Музея изящных искусств в Москве (архитектор Р И. Клейн; 1903-1911гг.) и автора усыпальницы князей Юсуповых в Архангельском (1913г.). Через год семья переезжает в Москву, а в 1917 году отправляется на Кавказ, где глава семьи Григорий Борисович служит в царской армии в должности начальника инженерных дружин Кавказского фронта. В 1920 году семья возвращается в Москву и поселяется в недавно построенном в высотном по тогдашним меркам доме архитектора Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.
Григорий Борисович проектирует и строит свое главное здание — редакцию газеты «Известия» на площади Пушкина (1925-1927гг.). Старший брат, архитектор Михаил Григорьевич, проектирует вместе с архитектором С. Е. Вахтанговым театр для знаменитого В. Э. Мейерхольда. В 1931 году Борис Григорьевич поступает в ВИСУ (Высшее инженерно-строительное училище), а год спустя - переводится в Московский архитектурный институт (МАИ, ныне МАРХИ). Здесь, после конкурса проекта на Дворец Советов, стилистический вектор архитектуры медленно меняется от авангарда 1920-х гг. к неоклассике, и московская архитектурная школа находится в центре этого процесса. Борис Бархин защищает на отлично дипломный проект «Музей революции» под руководством академика архитектуры Л. В. Руднева. Позже музейная тема пройдет через все его творчество как основная.
В 1935 г. Б. Г. Бархин начинает работать в качестве архитектора в Архитектурно-проектной мастерской ВИА РККА и надолго, вплоть до 1943 г., будет связан с проектированием объектов Военпроекта. С 1936 по 1940 г. он участвует в разработке интерьеров Центрального театра Красной Армии (авторы академик архитектуры К. С. Алабян и архитектор В. Н. Симбирцев). Б. Г. Бархин проектирует интерьеры вестибюля, аванзалов, фойе амфитеатра и концертного зала.

В 1940 г. Борис Григорьевич защищает кандидатскую диссертацию на тему «Архитектура наружных лестниц общественных зданий Москвы и Ленинграда». Прекрасно иллю­стрированная работа содержала большое количество великолепно выполненных автором обмеров и была рекомендована к публикации.


Во время Великой отечественной войны Б. Г. Бархин работает старшим архитектором в Военпроекте, где занимается маскировкой военных и стратегических объектов, а с 1944 года проектирует ряд жилых поселков в Костино, Валентиновке и Брянске, за что в 1940 и 1949 гг. получает 1-ю и 2-ю премии на Всесоюзном конкурсе за лучшее жилое строительство. Сразу же после войны, в 1945 году, участвует с отцом Григорием Борисовичем и братом Михаилом в проектировании генплана и реконструкции центра разрушенного Севастополя. Проект частично был реализован.
Из крупных объектов, спроектированных и осуществленных Б. Г. Бархиным совместно с В. Н. Симбирцевым в послевоенные годы, можно назвать павильон Белорусской ССР на ВСХВ (1949 г.). В 1955 году совместно с Н. Гайгаровым и М. Лер маном Б. Г. Бархин разработал проект застройки Смоленской набережной в Москве и построил 12-ти этажный жилой дом № 5 на 240 квартир для генеральского состава, где в течение 3-х лет систематически вел авторский надзор. Дом тогда получил высшую оценку главного архитектора города А. В. Власова. В это же время Борис Григорьевич выполняет многочисленные проекты памятников выдающимся павшим полководцам. Среди крупных общественных построек Б. Г. Бархина — Центральный музей Вооруженных сил СССР в Москве (1960-1965гг.).

Борис Григорьевич активно участвовал в значительных архитектурных всесоюзных и зарубежных конкурсах. В составе авторской группы он получил 1-ю и 2-ю премии на Всесоюзном конкурсе за проект «Триумфальная арка в Киеве в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией». В 1957 году выполнил конкурсный проект на монумент в честь запуска первого спутника; в 1959 году совместно с Г. Б. Бархиным и Е. Б. Новиковой выполнил конкурсный проект для Всемирной выставки в Москве, в 1963 году — конкурсный проект на монумент Победы на Плайя-Хирон на Кубе, в котором в качестве скульптора принимал участие Эрнест Неизвестный.

Выдающейся работой Б. Г. Бархина можно считать победу на открытом всесоюзном конкурсе на проект музея К. Э. Циолковского в Калуге, который он выполнил и реализовал вместе со своими бывшими учениками Н. Орловой, В. Строгим и К. Фоминым в 1962-1968 гг., за что ему в составе авторского коллектива была присуждена Государственная премия РСФСР по архитектуре. В 1982 году — он участник конкурсного проекта на Центр коммуникаций Тет-Дефанс в Париже (руководитель группы архитекторов), в 1983 году — на проект здания оперы на площади Бастилии в Париже (руководитель группы). Всех вышеперечисленных проектов и построек хватило бы на то, чтобы считать Бориса Григорьевича Бархина успешным архитектором, но он, прежде всего, известен как поистине уникальный педагог — архитектор, воспитавший многие поколения московских зодчих, во многом определивший направле­ние развития школы и установивший высокий уровень подготовки студентов Московского архитектурного института. Именно здесь, в каждодневной работе со студентами его уникальная работоспособность, ответственность и целеустремленность, а также понимание, как развивается и куда движется не только отечественная, но и международная архитектура, нашли благодатную почву для его кипучей деятельности. Сотни будущих архитекторов вышли в свет готовыми к профессиональной работе, как текущей, так и высокой степени сложности.

С 1943 года Борис Григорьевич начинает преподавать в МАИ (в настоящее время — МАРХИ) на кафедре «Проектирования жилых и общественных сооружений». Равняться с ними было не просто и, тем не менее, проекты группы Б. Г. Бархина всегда отличались свежестью, законченностью, большей проработанностью и графикой определённого стиля. Конечно, эти успехи не всем нравились. За глаза говорили, что студенты группы Бархина копируют иностранные журналы, что это — не наш стиль и т. д. Борис Григорьевич, как и все профессора МАРХИ того времени, имел право выписывать зарубежные журналы, что он успешно и делал. Он был в курсе всех архитектурных новинок и приучал своих студентов, прежде чем проектировать, провести, как сейчас говорят, анализ зарубежного опыта в области проектируемого объекта. Он приносил журналы в группу, учил анализировать работы мастеров, проникая в суть архитектурной идеи. Постепенно у студентов МАРХИ возникало ощущение всё увеличивающегося разрыва между зажатой экономическими ограничениями отечественной архитектурной практикой и возможностью создавать иную архитектурную среду, которую они видели в журналах. В институте же создавалась какая-то третья архитектура, конечно, более упрощенная, чем работы западных профессионалов, но более человеческая, более гуманная, чем та, что создавалась за окном. Эта третья архитектура легла в основу нового направления, получившего название «бумажная архитектура». Оно родилось не без влияния профессора Б. Г. Бархина. Его ученики — ныне известные архитекторы А. Бродский, И. Уткин, Л. Евзович, Т. Арзамасова, М. Белов и М. Хазанов — стали первыми лауреатами престижных международных конкурсов и вместе с другими студентами МАРХИ положили начало «Бумажной архитектуре», которую известный историк и теоретик архитектуры С. О. Хан-Магомедов считал вторым по значимости после советского архитектурного авангарда 1920-х гг. событием в архитектуре, родившемся в России.
Борис Григорьевич первый начал осваивать в институте проектирование на дипломе по крупным комплексным темам, охватывавшим большие участки города, когда коллектив дипломников из 6-10 человек вместе работали над общей градостроительной идеей, а потом разрабатывали объемные решения отдельно. Хорошо известны такие дипломные проекты как «Проспект Мира», «Северный луч», «Остров», которые позволили перейти в институте к работе с большими городскими пространствами, рассматривая Москву как полигон для серьезных и ответственных экспериментов. Известны работы его студентов, реализация которых могла бы дать городу новые качественные общественные пространства — «Площадь перед Олимпийским стадионом на проспекте Мира» (диплом А. Шутикова), «Застройка Трубной площади» (диплом Б. Матвеева), «Жилой комплекс на Старом Арбате» (диплом П. Завадовского) и другие проекты. Уже в конце жизни Борису Григорьевичу удалось под занавес Перестройки побывать со своими студентами в лучших проектных бюро восточного побережья США (1989), познакомиться и побеседовать с выдающимися архитекторами Америки и увидеть их лучшие произведения, которые он прекрасно знал, но только по книгам и журналам. Борис Григорьевич вырастил и воспитал двух сыновей: Юрий Борисович — преподает в МАРХИ начертательную геометрию и прекрасный, очень интересный художник. Дмитрий Борисович — успешный практик-архитектор.
Огромное число учеников Бориса Григорьевича проектируют и строят в Москве и на периферии, многих уже и нет. Многочисленные студенты профессора Б. Г. Бархина любили его при жизни и хранят память о нём. Московскому архитектурному институту чрезвычайно повезло, что в течение 55 лет в его стенах преподавал архитектуру лауреат Государственной премии, заслуженный архитектор, почётный академик РААСН, лауреат зарубежных и всесоюзных конкурсов, автор учебника «Методика архитектурного проектирования», доктор архитектуры, профессор МАРХИ Борис Григорьевич Бархин».


вуз: Московский архитектурный институт (государственная академия)
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: