Сотрудники Центра практической психологии образования Академии социального управления приняли участие в XII Московском педагогическом марафоне учебных предметов, который стартовал в дни весенних каникул в Москве. 26 марта в лицей №1535 приехали классные руководители из школ Москвы и Московской области, а также других регионов. Перед ними выступали известные ученые, ведущие специалисты в области педагогики и психологии образования. Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник ЦППО, прочитала лекцию «Как помочь ученикам найти свое место в жизни. Классные часы в 5–9-х классах «Беседы о самоопределении», представила коллегам новый учебно-методический комплект «Самоопределение» для 5-9 классов, изданный ОИЦ «Академия» по заказу Департамента образования г. Москвы для столичных школ, и электронный учебник «Профессия и карьера», разработанный для учащихся Московской области. Интервью Галины Резапкиной главному редактору объединения педагогических изданий «Первое сентября» Артему Соловейчику и подробная информация о Дне классного руководителя на сайте издательского дома «Первое сентября» (http://marathon.1september.ru/2013-03-26-1145461#section-22) – Как ни трудно классному руководителю, но ему необходимо найти, куда вмонтировать в свою работу три «кирпичика»: реалистичную самооценку, знание о направленности личности, развитие эмоциональной сферы. Это очень важно, потому что вопрос «каким быть?» идет раньше, чем «кем быть?» Половина детей не знает, какие они, и из-за этого теряют годы на обретение своей дороги. Мы не будем пересказывать лекцию, а отошлем читателей на сайт ученого «Методический кабинет профориентации» – http://metodkabi.net.ru/index.php?id=ur_sopr#ur. Там выложена ее книга «Беседы…» и много других полезных материалов. …О том, почему не надо жалеть времени на то, чтобы присмотреться к интересам детей, возможно – заразиться ими. Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, увлек слушателей темой «Молодежные деятельности и субкультуры – помощь или помеха воспитанию». Кто бы мог подумать, насколько учителя в курсе течений, движений, направлений, поветрий, захватывающих сегодня их подопечных: от граффити и паркура до касплея (дети переодеваются в героев мультфильмов, преимущественно анимэ), зацепинга и игр-пугалок (когда в «хорошее общество» приходят ряженые «вампиры» и безобразничают). Итак, педагоги это знают и лектору подсказывают. Им приходится расшифровывать нюансы-символы детской культуры и думать, почему столь странные обычаи приживаются, какой дефицит восполняется. Большим вопросом остается педагогическое сопровождение неформальных практик подростков. Нужно ли ребятам это? Профессор Поляков уверен: да. Он советует учителям держаться следующих правил: 1) знать лидеров и с ними общаться; 2) представлять средства – место, аппаратуру, инвентарь, площадки; 3) договариваться об ограничениях. И категорически не надо пытаться организовывать подростковую деятельность. …О том, что увлечения подростков кинофильмами и созданием видеороликов – естественный атрибут времени, возраста и прекрасный инструмент в руках учителя. Лекция Светланы ШЕВЧЕНКО, психолога компании «Искусство тренинга», была на тему «Использование видеоматериалов в групповой работе с подростками: практика видеоклубов». Пожалуй, впервые удалось так отчетливо увидеть разницу в подходе к делу бизнес-тренера и нас, самодеятельных энтузиастов. Речь шла о создании социальной рекламы на видеороликах. Списки требований, ограничений к изготовлению продукта (видеоролика) обширны, все параметры проверены исследованиями: запрет на любое «Не...», необходимость побудительного призыва, скука и замедленность как враг идеи социальной рекламы и работы с подростками вообще… … И, наконец, о том, как опасно делать вид, что все хорошо, когда что-то плохо, ведь самообман обходится очень дорого. Круглый стол «Как остановить травлю в школе. Профилактика и преодоление моббинга» прошел остро. Ведущие Ольга САФУАНОВА и Екатерина МУХАМАТУЛИНА, сотрудники кафедры психологии воспитания МИОО, сразу вызвали доверие зала и превратили участников в активных дискуссантов. А начиналось все обычно: – Есть в школе насилие? – Нет, у нас не может быть такого, мы следим… Разве вне школы… Разве психологическое… Если только в последние годы… Разве в среде подростков… Но это все из семьи… Из-за СМИ… А уж мы-то точно все правильно делаем! Получается парадокс: проблемы нет, а людей набилось в зал полным-полно. Постепенно разговорились: где травля из-за внешнего вида ребенка, где умные не нравятся, где аутисты, где дети другой национальности. Неправда, что начальная школа свободна от моббинга – там происходят более опасные, поскольку менее осознанные, отрефлексированные, издевательства. 16 – 17% детей подвергаются травле стабильно – это по статистике. Что же может сделать школа, педагогический коллектив, классный руководитель? Думали в группах, потом говорили. Всё-таки классному руководителю нельзя быть равнодушным, когда проблема, которую он не знает, как решить, перестает для него существовать. Тогда решать! Но как? Советы были разные: агрессора надо сбивать с толку, не давать тех реакций, которых он ожидает; энергию агрессивного конкурирующего ребенка надо попытаться канализировать – что-то ему поручить, дать чем-то поруководить; жертве обязательно помогать, выставлять его в выгодном свете, подчеркивать сильные стороны, привлекать в круг внимания учителя; а если в школе небезопасно многим детям – создавать зоны, где постоянно дежурят учителя. В самом деле – не может классный руководитель сказать: «Жизнь такая, что поделать»; он обязан действовать. Трудно? Ведущие оставили свои контакты: телефон кафедры психологии воспитания МИОО – 495 730 93 48 и адрес сайта с материалами – genesisbook.ru. И еще кое-что на заметку. …Оказывается, Государственная Третьяковская галерея тоскует пустыми залами – дети не приходят, их не приводят. Почему? Яна ЛАГУЗИНСКАЯ из отдела образовательных программ «Новой Третьяковки», что на Крымском валу, уверена: современное искусство близко даже самым маленьким, тем не менее – музеи потеряли в глазах взрослых воспитательный потенциал. Яна Владиславовна дала свой адрес: laguzin@rambler.ru и уверила, что образовательные программы, как, например, урок в музее, оплачивать не надо, только входной билет. По итогу дня – мысль: классный руководитель – это очень ответственная позиция. Дети копируют поведение и возвращают нам эти модели. А о чем вы думаете, когда вбегаете в свой класс? Людмила КОЖУРИНА
- Главная →
- Новости образования на ACADEMICA.RU →
- Новости ВУЗов →
- XII Московский педагогический марафон учебных предметов
XII Московский педагогический марафон учебных предметов
-
Желаете оставить комментарий?Войти