— Белорусские спортсмены иногда блистают в индивидуальных видах спорта. Насколько они привлекательны для маркетинга?
— Аудитория спортивного объекта (вида спорта, события, спортсмена) складывается из двух групп: тех, кто смотрит соревнования по телевидению, и тех, кто ими занимается. К примеру, биатлон отлично подходит для размещения рекламы: число занимающихся невелико, зато очень популярен среди телезрителей, а значит, имеет большой маркетинговый потенциал. В единоборствах иная картина. Легкая атлетика — рекордсмен по числу занимающихся, но собирает заметную телеаудиторию лишь во время трансляций топ-соревнований.
Еще одна нераскрытая с точки зрения маркетинга сфера — персональный маркетинг. Такие звезды, как Болт, Исинбаева, Азаренко, Федерер, имеют хорошие индивидуальные контракты со спонсорами. Так, Мария Шарапова зарабатывает ежегодно на турнирах около двух миллионов долларов, а по рекламным контрактам — в десять раз больше. Но таких примеров среди наших спортсменов — единицы. Эта работа требует высокого профессионализма менеджеров.
— Отношения с прессой разве не являются частью маркетинга?
— Работа с прессой — составная часть маркетинга. Если пресс-атташе и маркетинговый директор сталкиваются лбами, это нонсенс. В клубах НХЛ маркетинговые группы насчитывают до 50 сотрудников. В их состав обязательно входит и пресс-служба. Насколько знаю, в КХЛ такое же положение дел у чехов, словаков, рижан.
Неудивительно: в наших странах отсутствует маркетинговая культура. Тех же спортсменов никто не учит отношениям с прессой. Люди не понимают, что с чем и как связано. Увязку всех компонентов маркетинга в систему очень редко можно наблюдать даже в работе профессиональных менеджеров. И снова возвращаемся к проблеме обучения основам маркетинга. У нас в университете «Синергия» его проходят люди, не имеющие базового образования, — цитирует Малыгина «Прессбол».
15 апреля состоится авторский семинар Андрея Малыгина «Маркетинговая стратегия профессионального спортивного клуба».