"7 вопросов профессионалу"
Всегда приятно поговорить с умным человеком. Еще приятнее – задать ему вопросы и получить развернутые ответы. Именно этим мы и займемся в рубрике с нехитрым названием «7 вопросов профессионалу». Это будут вопросы и об актуальном, и о вечном. Но неизменно интересные нашим читателям. Сегодня на наши вопросы дает ответы декан гуманитарного факультета, кандидат филологических наук - Князева Елена Сергеевна.
Елена Сергеевна, готовясь к нашему сегодняшнему интервью, я набирала Ваше имя в разных поисковых системах Интернета. И кроме ссылки на сайт МГИ им. Е.Р.Дашковой ничего не нашла. Вы противник социальных сетей?
Е.С.: Нет, я абсолютно не противник социальных сетей. Просто считаю, что у каждого человека должно быть свое личное пространство. Это не значит, что я не посещаю соц. сети. У меня много родственников и огромное количество друзей, которые любят и «Вконтакте», и «Одноклассники». Я там бываю, но, честно сказать, инкогнито.
Как Вы, кандидат филологических наук, относитесь к русскому интернет-языку? Считаете его временным, модным сленгом или серьезной проблемой, угрожающей распространению грамотной русской речи?
Е.С.: Конечно, не хочу показаться ханжой, но отношусь к этому отрицательно. Опять же, скажу, как всегда говорю студентам на лекциях: язык – это саморазвивающаяся система, которая зависит от многих факторов. И если какое-либо явление уже есть в обществе, то мы не можем этому противостоять. Безусловно, есть понятие норм. Нормы, как мы знаем, с течением времени меняются, и мы со студентами об этом говорим. Просто все-таки нужна некая кодификация языка – нормы, правила. Этим занимаются русисты и лингвисты, поэтому лично я думаю, что не все так плохо. Молодежь должна разговаривать на сленге – на то она и молодежь! – но в определенных рамках.
В последнее время появилось сразу несколько списков произведений классической и современной литературы, прямо-таки обязательных к прочтению. Насколько, по Вашему мнению, политизирован выбор так называемых классиков?
Е.С.: Я бы не сказала, что выбор политизирован, потому что это касается не только отечественной литературы, но и зарубежной. Список, составленный Министерством образования, считаю правильным: куда же без Толстого, Достоевского, литературы XX века..? Но, если уж говорить и о произведениях, вошедших в альтернативные варианты списка, возьмем, например, всем известного «Гарри Поттера». Я думаю, что если вы прочитаете его в оригинале, то это не так уж и плохо, даже полезно. Мы же разносторонние личности. Хотя, конечно, к классической литературе я бы «Гарри Поттера» точно не отнесла.
А какие произведения, на Ваш взгляд, нужно обязательно прочитать, чтобы считать себя образованным человеком?
Е.С.: Нет такого списка! Образованный человек учится всю свою жизнь и интересуется всем. Еще И.А.Бунин, великий русский писатель и поэт, сказал, что человек – это песчинка, и эта песчинка в мире способна познать многое, но просто не успевает. Поэтому нужно развиваться во всех направлениях. И обязательно читать. Опять же, как филолог, скажу: грамотность вырабатывается, если человек много читает.
Распространено мнение, что современная молодежь практически ничего не читает. А Вы, постоянно общаясь со студентами, замечали этому подтверждения?
Е.С.: К сожалению, да. Но сейчас век информатизации и современных технологий. И многие молодые люди заменили обычное чтение аудиокнигами. Знаю, что есть противники этого явления. Но мы живем в современном мире. И это совсем не плохо. Я вижу очень много молодых людей, например, в метро, именно слушающих книги. Между прочим, это развивает внимательность и восприятие музыки – очень многие аудиокниги сопровождаются музыкальной тематикой. Так что я бы не сказала, что молодежь совсем не читает. Читает.
К аудиокнигам отношусь положительно, потому что из двух зол нужно выбирать меньшее. А аудиокнига – это все равно знакомство с литературой.
Говорят, что учащиеся начинаются оценивать по заслугам своих педагогов только спустя некоторое время после окончания учебы. А были ли в Вашей жизни такие случаи?
Е.С.: Мне очень повезло. В институте, ныне университете, который я заканчивала, были строжайшие преподаватели. Заведующий кафедрой русского языка, Гильбурд Аркадий Маркович, к сожалению, уже покойный, всегда говорил: «Кашу маслом не испортишь. Лучше дать студенту больше заданий. Он выполнит приблизительно 75%, но это уже будет хорошо». Вот и я приверженец того, что студентам нужно много задавать. Потому что когда молодой человек занят, он еще активнее участвует в общественной жизни, у него намного интереснее досуг. Это, по-моему, аксиома. Так что я все-таки за строгость. Хотя, честно скажу, сама ею не отличаюсь в силу характера.
Что нужно делать каждый день, чтобы быть счастливым? Ваш личный рецепт.
Е.С.: Мне очень нравится одна древняя китайская мудрость: «Прошлое забыто. Будущее закрыто. Настоящее даровано».
Счастье – проснуться, посмотреть, какой замечательный день – даже если за окном дождь, и улыбнуться любимому человеку.
Автор: Кристина Зибрак
студентка 1-го курса очного отделения
направления "Журналистика"
Редактор: Барышников К.Б.
руководитель студенческой редколлегии
Всегда приятно поговорить с умным человеком. Еще приятнее – задать ему вопросы и получить развернутые ответы. Именно этим мы и займемся в рубрике с нехитрым названием «7 вопросов профессионалу». Это будут вопросы и об актуальном, и о вечном. Но неизменно интересные нашим читателям. Сегодня на наши вопросы дает ответы декан гуманитарного факультета, кандидат филологических наук - Князева Елена Сергеевна.
Елена Сергеевна, готовясь к нашему сегодняшнему интервью, я набирала Ваше имя в разных поисковых системах Интернета. И кроме ссылки на сайт МГИ им. Е.Р.Дашковой ничего не нашла. Вы противник социальных сетей?
Е.С.: Нет, я абсолютно не противник социальных сетей. Просто считаю, что у каждого человека должно быть свое личное пространство. Это не значит, что я не посещаю соц. сети. У меня много родственников и огромное количество друзей, которые любят и «Вконтакте», и «Одноклассники». Я там бываю, но, честно сказать, инкогнито.
Как Вы, кандидат филологических наук, относитесь к русскому интернет-языку? Считаете его временным, модным сленгом или серьезной проблемой, угрожающей распространению грамотной русской речи?
Е.С.: Конечно, не хочу показаться ханжой, но отношусь к этому отрицательно. Опять же, скажу, как всегда говорю студентам на лекциях: язык – это саморазвивающаяся система, которая зависит от многих факторов. И если какое-либо явление уже есть в обществе, то мы не можем этому противостоять. Безусловно, есть понятие норм. Нормы, как мы знаем, с течением времени меняются, и мы со студентами об этом говорим. Просто все-таки нужна некая кодификация языка – нормы, правила. Этим занимаются русисты и лингвисты, поэтому лично я думаю, что не все так плохо. Молодежь должна разговаривать на сленге – на то она и молодежь! – но в определенных рамках.
В последнее время появилось сразу несколько списков произведений классической и современной литературы, прямо-таки обязательных к прочтению. Насколько, по Вашему мнению, политизирован выбор так называемых классиков?
Е.С.: Я бы не сказала, что выбор политизирован, потому что это касается не только отечественной литературы, но и зарубежной. Список, составленный Министерством образования, считаю правильным: куда же без Толстого, Достоевского, литературы XX века..? Но, если уж говорить и о произведениях, вошедших в альтернативные варианты списка, возьмем, например, всем известного «Гарри Поттера». Я думаю, что если вы прочитаете его в оригинале, то это не так уж и плохо, даже полезно. Мы же разносторонние личности. Хотя, конечно, к классической литературе я бы «Гарри Поттера» точно не отнесла.
А какие произведения, на Ваш взгляд, нужно обязательно прочитать, чтобы считать себя образованным человеком?
Е.С.: Нет такого списка! Образованный человек учится всю свою жизнь и интересуется всем. Еще И.А.Бунин, великий русский писатель и поэт, сказал, что человек – это песчинка, и эта песчинка в мире способна познать многое, но просто не успевает. Поэтому нужно развиваться во всех направлениях. И обязательно читать. Опять же, как филолог, скажу: грамотность вырабатывается, если человек много читает.
Распространено мнение, что современная молодежь практически ничего не читает. А Вы, постоянно общаясь со студентами, замечали этому подтверждения?
Е.С.: К сожалению, да. Но сейчас век информатизации и современных технологий. И многие молодые люди заменили обычное чтение аудиокнигами. Знаю, что есть противники этого явления. Но мы живем в современном мире. И это совсем не плохо. Я вижу очень много молодых людей, например, в метро, именно слушающих книги. Между прочим, это развивает внимательность и восприятие музыки – очень многие аудиокниги сопровождаются музыкальной тематикой. Так что я бы не сказала, что молодежь совсем не читает. Читает.
К аудиокнигам отношусь положительно, потому что из двух зол нужно выбирать меньшее. А аудиокнига – это все равно знакомство с литературой.
Говорят, что учащиеся начинаются оценивать по заслугам своих педагогов только спустя некоторое время после окончания учебы. А были ли в Вашей жизни такие случаи?
Е.С.: Мне очень повезло. В институте, ныне университете, который я заканчивала, были строжайшие преподаватели. Заведующий кафедрой русского языка, Гильбурд Аркадий Маркович, к сожалению, уже покойный, всегда говорил: «Кашу маслом не испортишь. Лучше дать студенту больше заданий. Он выполнит приблизительно 75%, но это уже будет хорошо». Вот и я приверженец того, что студентам нужно много задавать. Потому что когда молодой человек занят, он еще активнее участвует в общественной жизни, у него намного интереснее досуг. Это, по-моему, аксиома. Так что я все-таки за строгость. Хотя, честно скажу, сама ею не отличаюсь в силу характера.
Что нужно делать каждый день, чтобы быть счастливым? Ваш личный рецепт.
Е.С.: Мне очень нравится одна древняя китайская мудрость: «Прошлое забыто. Будущее закрыто. Настоящее даровано».
Счастье – проснуться, посмотреть, какой замечательный день – даже если за окном дождь, и улыбнуться любимому человеку.
Автор: Кристина Зибрак
студентка 1-го курса очного отделения
направления "Журналистика"
Редактор: Барышников К.Б.
руководитель студенческой редколлегии