Потомок древнего итало-польского рода (кстати, режиссер Занусси – родственник основателей всемирно известной фирмы бытовой техники), Кшиштоф Занусси свободно владеет пятью языками, что позволяет ему быть поистине интернациональным режиссером. Он активно сотрудничает с кинематографистами Италии, Великобритании, Германии, ставит пьесы на сценах российских театров. Но, что самое важное, это позволяет ему быть настоящим – нет, не просто «гражданином мира», но «человеком мира», представителем той высокой мировой культуры, бороться за которую сам режиссер считает своим главным делом.
Занусси – человек, безусловно, неординарный, Это кинорежиссер, который с грустью говорит о том, что кино убило желание людей читать, и потому в своем имении под Варшавой он ставит памятник Книге. Человек четких и очень высоких нравственных принципов, который с 1980 г. является бессменным художественным руководителем творческого объединения-киностудии «Тор», и это несмотря на более чем разнообразные тенденции в политической жизни Польши последних десятилетий. А ведь кроме работ самого Занусси на этой киностудии создавались фильмы и других прославленных мастеров кино, в числе которых Агнешка Холланд и Кшиштоф Кесльовски. Фильмы и театральные работы Занусси хорошо известны не только в Польше, но и в России, Германии, Италии и Франции. В его творческой биографии – сотрудничество с Никитой Михалковым (фильм «Persona non grata»), Валерием Золотухиным (Театр на Таганке), Богданом Ступкой (фильм «Сердце на ладони»). На сценах российских театров Занусси также создал уникальный по простоте и глубине спектакль «Воспитание Риты». Это своеобразный ремейк «Пигмалиона» Бернарда Шоу, слегка осовремененный и модернизированный в плане человеческих отношений. Но зал буквально «держат» всего два актера (третий появляется лишь изредка), и полноценный по времени спектакль проходит на одном дыхании.
Родившись за два месяца до начала Второй мировой войны, Кшиштоф Занусси, тем не менее, довольно многое помнит из военных времен Польши, ставшей «разменной монетой» в «игре» Германии и СССР. Но тема войны нашла необычное воплощение в его творчестве: это не рассказы о передовой и линии фронта. Это жизнь и отношения людей, чьи судьбы навсегда изменились из-за войны.
Например, картина «Жизнь за жизнь» – достоверный рассказ об Аушвице (Освенциме). За побег узника здесь ввели страшную кару – выбранных наугад пленников обрекали на медленную голодную смерть в глухом бункере. Один из тех, на кого пал жестокий выбор, в отчаянии просил о пощаде, ведь у него остались дети, к которым он когда-нибудь надеялся вернуться. И тогда другой заключенный, католический священник Максимилиан Кольбе, попросил заменить осужденного на себя. Позднее он был канонизирован как мученик. Фильм не только рассказывает о самом этом событии. Автор пытается понять мотивы поступка Кольбе сквозь призму восприятия самого спасенного им человека.
Фильмы Занусси относят к тому специфическому направлению в польском кинематографе, которое называется «кино нравственного беспокойства». Характерная его особенность – напряженное внимание к моральным проблемам при отсутствии морализаторства – казалось бы, сочетание практически невозможное. Но именно поэтому фильмы Занусси не оставляют впечатления, что нас «научили», как быть моральным, как отличить добро от зла. Они оставляют вопросы, но, что самое необыкновенное, они приводят не к состоянию прострации и расслабленности, как это часто бывает после мощных художественных переживаний, а дают удивительный императив к действию (кстати, «Императив» – название еще одного фильма режиссера), желание жить осмысленной и сознательной жизнью.
Мы приглашаем заинтересованных студентов и сотрудников ИГУМО на встречу с режиссером Кшиштофом Занусси 30 мая 2013 г.
Е.Г. Бразуль-Брушковский, к.ф.н., доцент, декан факультета иностранных языков ИГУМО