Отсутствие продуманного и системного подхода при реформировании аграрного сектора, неподготовленность и спешка, а, главное, не использование положительного и поучительного опыта других стран, предопределило неудачи российской аграрной реформы, и в докладе шла речь о том, каким образом решались подобные проблемы за рубежом.
В качестве примера рассматривается опыт многолетних аграрных преобразований на основе создания системы государственного регулирования аграрного сектора в крупнейшей и наиболее развитой стране мира - Соединенных Штатах Америки. Широко осветился опыт США, накопленный в процессе формирования системы государственного регулирования аграрного сектора в последние 70 лет.
Во-первых, АПК США является крупным в мире по масштабам и отраслевому разнообразию. Во-вторых, американское правительство первым среди развитых стран приступило к широкомасштабному регулированию аграрной экономики, а затем и к перестройке основных мер и механизмов аграрной политики. «Как показала многолетняя практика США,- подчеркнул докладчик, - государственное регулирование стало решающим фактором успешного развития аграрного сектора страны. Если до 30-х годов участие государства носило спорадический и выборочный характер, то в ходе реформ «нового курса» администрацией Ф. Рузвельта было положено начало всеобъемлющего влияния государства на жизнедеятельность аграрного сектора. Структура мер государственного регулирования во второй половине XX века периодически менялась и усложнялась в соответствии со сменой приоритетов, стоящих в каждый временной период перед аграрным сектором страны».
В докладе, построенном на хронологической основе событий, отмечалось, что в 30-х годах важнейшей проблемой, на решение которой были направлены меры новой аграрной политики, стал в США диспаритет цен. Целенаправленными и методично реализуемыми мерами организационно-финансовой поддержки, острота этой проблемы была в значительной степени ослаблена». Одновременно, меры государственного регулирования способствовали существенному росту эффективности сельхоз-производства.
«Достаточно сказать, что спустя три десятилетия после начала реформ, проблема диспаритета, в качестве главной, перестала фигурировать, - говорилось в докладе. - Также со временем утратила свою актуальность и проблема огромных переходящих запасов основных видов сельхозпродукции. В то же время, в число наиболее актуальных вопросов, требовавших пристального государственного внимания попали такие, например, как проблема качества продовольствия и рационального питания, оптимального использования природных ресурсов, развития сельских регионов, ряд других».
По словам Олега Григорьевича Овчинникова, последние десятилетия XX века - в США появились заметные признаки новых перемен в системе государственного регулирования аграрного сектора. В значительной мере, они связаны с переменами в общих тенденциях развития человечества, и, особенно, в повышении роли продовольствия.
По прошествии почти десятилетия реальная потребность в применении новых подходов государственного регулирования в России, а, следовательно, и начало систематического и широкого изучения зарубежного опыта оказалось жизненно необходимой. «В этих условиях, - подчеркивалось в докладе, - опыт США в организации мер аграрной политики представляется исключительно важным для разработки отечественной системы мер регулирования аграрного сектора».
Между участниками семинара разгорелась дискуссия, в которой поднимались вопросы, связанные с проблемами обеспечения населения качественными продуктами питания и вступления России в ВТО.