Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе

РГУИТП продолжает серию статей, посвященных современным профессиям в дизайне. Сегодня речь пойдет о такой профессии, как раскадровщик.

А совсем скоро РГУИТП проведет серию бесплатных лекций «Множество профессий в дизайне» для всех желающих.

Если тебе интересен дизайн и все, что с ним связано, ты должен посетить наши лекции. Следи за новостями на сайте и обязательно зови на лекции своих друзей и одногруппников.

Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе
Комиксист в кино и в рекламе

Профессиональный раскадровщик довольно редкая профессия в нашей стране. В этой статье я постараюсь разъяснить, что такое раскадровка и что нужно, чтобы научиться её делать.

Придумывать раскадровку крайне увлекательно, по сути это означает придумать то, каким будет будущий фильм или рекламный ролик.

Раскадровка очень близка комиксу. Как для комикса, так и для фильма, сначала рисуют раскадровку. Поэтому многие комиксисты могут легко подрабатывать раскадровщиками. Однако есть ряд принципиальных различий, которые необходимо учитывать в работе.

Итак, начнем.

Что такое раскадровка?

Раскадровка - это визуализация сценария на бумаге в виде организованной последовательности нарисованных кадров. Раскадровка выглядит как таблица, в одной колонке под номерами идут изображения, в другой - описания, диалоги, звук и другие технические подробности.

Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеВ работе над фильмом или рекламным роликом - создание раскадровки - ключевой элемент, сродни созданию чертежа при строительстве дома.

Раскадровка позволяет совершить скачок между текстом и изображением. Она определяет визуальную и ритмическую структуру будущего фильма, помогает всем участникам съемочной группы увидеть, что должно получиться в результате. Текст сценария каждый волен в силу своего воображения трактовать и представлять по-своему, в довольно широких рамках, ведь одно и то же описание сцены можно снять десятком различных способов. Раскадровка же вносит ясную конкретику и служит ориентиром, позволяющим всем двигаться в одном направлении.

Хорошо сделанная раскадровка уже на подготовительном этапе позволяет сказать вслед французскому кинорежиссеру Рене Клеру: «Фильм готов, осталось его только снять».

Сториборд (от англ. storyboard) - это то же самое, что и раскадровка, только на английском языке. Иногда говорят, что сториборд отличается от раскадровки тем, что включает в себя только ключевые кадры, а раскадровка - все кадры без исключения. Но на практике такое смысловое разделение почти не встречается.

В рекламе различают «клиентскую» раскадровку и «режиссерскую».

«Клиентская» используется для презентации клиенту, чтобы одобрить и утвердить идею. Здесь более важна яркость и красота картинок, их рекламная презентабельность. Хорошо отрисованный сториборд способен сыграть важную роль при принятии решения клиентом.

«Режиссерская» расскадровка призвана помочь в работе на съемочной площадке. С её помощью становится ясно, какова будет мизансцена, каким будет движение камеры, расположение декораций, по какой траектории будут двигаться актёры, характер освещения сцены и другие детали технического воплощения.

В кино раскадровка создается художником совместно с режиссером и оператором.

В рекламе арт-директор «забрифовывает» (от англ. бриф (brief) - техническое задание) художника. Объясняет задумку, передает ему сценарий, «огурцы» и «референс».

«Огурцы» - это самые первоначальные грубые, схематичные эскизы, нарисованные арт-директором или режиссером в кино. Референс (от анг. reference - справочная информация) — материал, вспомогательные изображения: рисунки или фотографии, которые художник изучает перед работой, чтобы точнее передать детали и атмосферу.

В среднем рекламном ролике, длящемся 30 секунд, около 10-15 кадров, обычно завершающихся пэкшотом (от англ. pack shot). Пэкшот - это финальный план рекламного ролика, цель которого - закрепить образ рекламируемого продукта в сознании зрителя. Например, если после отснятого игрового ролика на экране появляется анимированный крупный план упаковки, стилизованный логотип и слоган компании, это и есть пэкшот.

Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе

Пример рекламного сториборда иллюстратора Алима Велитова

В среднем полнометражном полуторачасовом фильме около 500-800 кадров.

Художник рисует 7-9 кадров в день «красивой» цветной рекламной раскадровки, либо 15-20 кадров более эскизной черно-белой кинораскадровки.

Итак, раскадровка нужна режиссеру, чтобы понимать, как и что снимать на площадке, что заметно экономит время и ресурсы. Клиенту, чтобы понимать каким будет ролик, и зритель, в конечном счете, тоже выигрывает, поскольку фильм, снятый по хорошей раскадровке, отличается большей композиционной продуманностью.

Что необходимо, чтобы сделать хорошую раскадровку?

Для того чтобы научиться делать хорошую раскадровку, необходимо смотреть много хорошо сделанных фильмов. Хорошо снятых с режиссерсокой и с операторской точек зрения. Смотреть, обращая внимание на монтажные соединения, как соединяются кадры, какую эмоциональную реакцию это пробуждает? Как чередуются планы? Как строится монтажная фраза? Какие мысли возникают при том или ином сочетании кадров? Насколько монтажный стык заметен при восприятии? Насколько он естественен или режет глаз? Спрашивать у себя при просмотре, какие кадры хорошо монтируются, какие нет? Что изменится, если смонтировать иначе?
Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе

Пример аниматика, сделанного по раскадровке

Полезное упражнение в учебе: выбрать определенный эпизод из фильма или из рекламного ролика, взять пустые бланки для раскадровки и останавливая каждый кадр на паузе, быстро перерисовывать целые сцены. Это упражнение помогает лучше прочувствовать композицию, понять их структуру, динамику, быстро передавать суть и движение кадра.

Важной частью работы при создании раскадровки является развитие пространственного мышления. Читая текст сценария, необходимо представить 3-мерное пространство, расположить в нём декорации и актёров, а затем быть способным мысленно достаточно свободно перемещаться, летать вместе с объективом камеры между ними, выбирая нужный ракурс, понимая откуда нужно снимать, чтобы максимально выразительно раскрыть смысл сцены. Поначалу это требует усилий воображения, однако при некоторой тренировке навыка, кадры будут возникать перед мысленным взором естественно, словно сами собой.

В чем различие раскадровки для комикса и раскадровки для кино?

Главное и принципиальное различие в работе на раскадровкой для комикса и для кино заключается в том, что в комиксе раскадровка создается для того, чтобы комикс был прочитан, поэтому в ней важно найти законченные художесвенные решения, которые будут хорошо читаться. Раскадровка же фильма - это вспомогательный инструмент, предназначенный для переноса на экран в виде движущихся кадров. Раскадровка комикса - это соединение статичных картинок, которые затем должны «ожить» в сознании читателя, при этом читатель волен уделять каждой картинке столько времени, сколько захочет. Раскадровка же в кино соединяет движущиеся кадры, и время их длительности задано режиссером в тайминге.

пример рекламного сториборда иллюстратора Алима ВелитоваМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе

Пример рекламного сториборда иллюстратора Алима Велитова
Задача художника в комиксе - создать иллюзию движения с помощью статичных изображений.

А задача в кинораскадровке - соединить движение в разных кадрах так, чтобы оно воспринималось естественно и передавало суть происходящего.

Аниматик

Следующим этапом после раскадровки становится аниматик. Аниматик - это кадры, нарисованные в раскадровке и собранные в ролик, по сути это нарисованный черновой эскиз будущего фильма.
Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе

Одним из самых скурпулезных режиссеров в работе над расскадровками был Альфред Хичкок.

Он создавал настолько подробные и точные раскадровки, что сами съемки превращались в чисто технический процесс переноса раскадровки на экран.
 Для аниматика художник рисует каждый кадр раскадровки многослойным: герой на одном слое, фон на втором, значимые или движущиеся детали на третьем. Это нужно, чтобы была возможность создавать простейшую анимацию: перемещать объекты, имитируя приближение и удаление, увеличивать или уменьшать, делать панорамы.
Множество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламеМножество профессий в дизайне: раскадровщик. Комиксист в кино и в рекламе

Пример рекламного сториборда иллюстратора Алима Велитова

На аниматик накладывают черновой звук и, в принципе, в аниматике можно увидеть полный прообраз будущего фильма. Конечно, в процессе многое может измениться, но основной стержень чаще остается неизменным. Соответственно, чем качественнее проведена подготовительная работа над сторибордом и аниматиком, тем качественнее и интереснее результат.

Автор: Алим Велитов, комиксист, режиссер


 

вуз: Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?