Заседание было посвящено охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и проходило по новой схеме: на первой паре в обсуждении правовых вопросов, связанных с творчеством, активное участие приняли студенты 2–5-го курсов юридического факультета, а на второй паре к ним присоединились студенты старших курсов факультета дизайна.
Собравшиеся не только восстановили в памяти теорию интеллектуальной собственности, но и рассмотрели проблемы ее защиты, оценили правильность формулировок исковых требований при подаче соответствующих заявлений в суд. В ходе занятия удалось даже заслушать импровизированные выступления истцов, озвучивших требования о взыскании морального ущерба. Студенты обосновывали свои позиции, стараясь понять, какое выступление окажет самое сильное влияние на суд, как необходимо аргументировать свою точку зрения, чтобы иск был удовлетворен.
Такие деловые игры оставляют важный след в памяти студентов, помогая им проникнуться правовой материей, понять суть сложнейших правовых категорий и институтов.
Студенты вместе с преподавателем детально изучили все возможные конструкции исковых заявлений, которые могут быть поданы правообладателями в суд в целях защиты своих прав. В частности, обсудили такие иски, как:
1) иск о признании права (правом на иск обладает правообладатель или лицо, получившее исключительную лицензию);
2) иск о взыскании компенсации (институт компенсации – реальная возможность получить возмещение):
от 10 тыс. до 5 млн рублей;
двукратная стоимость экземпляра (важно: за основу берется контрафактная стоимость, так как убытки правообладателя выше, чем доходы);
двукратная стоимость права на распространение легальной продукции (важно: поскольку аналогия не применяется (авторские права оригинальны), расчет происходит исходя из стоимости, указанной в договоре);
3) иск о взыскании убытков;
4) иск об уничтожении или изъятии контрафактной продукции (зачастую это дополнительная ответственность);
5) иск о возмещении морального вреда.
В процессе рассуждений студенты юридического факультета и факультета дизайна пришли к выводу, что в одном исковом заявлении можно объединить несколько обозначенных исковых требований.
Отрадно отметить, что, несмотря на разность мышления юристов-прагматиков и творцов-дизайнеров, все студенты в процессе обсуждения поставленных перед ними вопросов приходили к правильным выводам.
На заседании речь шла и о способах защиты интеллектуальной собственности: уголовной, административной, гражданско-правовой.
По окончании дискуссии руководитель Центра цивилистики профессор М.В. Волынкина предложила студентам задать вопросы по теме занятия. Студенты были достаточно активны, интересовались плагиатом, заимствованием, проблемами ответственности.
Надеемся, что студентам юридического факультета и факультета дизайна участие в работе Центра цивилистики пошло на пользу.
Откроем секрет: покидая аудиторию, студенты факультета дизайна всерьез задумались о своих исключительных (имущественных) и личных неимущественных правах. А это значит, что цель, поставленная преподавателем, была достигнута.
Руководитель Центра цивилистики профессор М.В. Волынкина