Целью форума являлось обсуждение путей повышения конкурентоспособности вузов СНГ на мировом рынке образования.
Высшая школа стран СНГ, по мнению общественности, находится на периферии глобального рынка. В мировых рейтингах вузы стран СНГ либо занимают низкие места, либо вовсе отсутствуют. Но дело не только в проблемах высшей школы. Наиболее популярные международные рейтинги не учитывают многих конкурентных особенностей университетов СНГ.
Повысить престиж университетов СНГ возможно за счет активизации сотрудничества ведущих вузов со своими коллегами в мире, выявления и совместного продвижения конкурентных преимуществ, создания альтернативных рейтингов, учитывающих сильные стороны высшей школы на постсоветском пространстве.
На пленарной дискуссии «Приоритеты и механизмы повышения конкурентоспособности вузов СНГ» обсуждались следующие вопросы: какие вузы нужны странам СНГ; что нужно университетам для вхождения в число глобальных лидеров; какие меры господдержки вузов для повышения их конкурентоспособности будут наиболее эффективны на практике; а также вопросы сотрудничества вузов стран постсоветского пространства и укрупнение вузов: результаты и ожидания.
В интерактивном голосовании и дискуссии приняли участие многие делегаты. Участник дискуссии г-н Кокшаров Виктор Анатольевич, ректор УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина отметил, что нужен рейтинг университетов СНГ и нужна уникальная составляющая внутреннего рейтинга по СНГ.
Главная идея и тренд нового времени, помимо онлайн технологий обучения ? создание малых предприятий инновационных технологий на базе университетов, в которых университет будет владеть неким процентом акций, и получать пожизненные отчисления от своих выпускников в будущем. Эту мысль позднее отметил профессор Фернандо Де Мело, руководитель представительства ЕНПП (Европейская Научно-Промышленная Палата) в РФ и СНГ.
Господин Повалко Александр Борисович, заместитель министра образования и науки РФ сказал, что главное – объединение науки и образования. При этом тремя главными факторами эффективности вуза являются:
1. Выпускники и их востребованность.
2. Исследования в науке, как показатель новых идей.
3. Новые старт-апы студентов и преподавателей. Коммерциализация исследовательских идей.
Господин Антонов Михаил Вячеславович, руководитель проектного офиса центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» заявил, что главная задача ближайшего будущего развития университетов – это переход на двуязычие по китайской модели. Также он отметил важность сетевого взаимодействия университетов, конкурсное распределение ресурсов – стимулирование инициативы университетов, набор решений финансового функционирования университетов (сейчас во многих вузов набор решений финансового функционирования университетов находятся на доисторическом уровне)
После пленарного заседания прошли параллельные тематические секции.