Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Состоялось заседание секции «Благотворительность и социальная политика государства в России XIX – начала XX веков»

21 января 2014 г. состоялось заседание традиционной секции исторического факультета «Благотворительность и социальная политика государства в России XIX – начала XX веков». Актуальность темы связана с происходящим в настоящее время процессом возрождения отечественных традиций благотворительности и меценатства, а также обострившимися в условиях кризиса социальными проблемами, которые призвано решать государство. Особое внимание было уделено проблемам, связанным с юбилейными датами, отмечаемыми в 2013 и 2014 годах: 400-летия царской династии Романовых и 100-летия начала Первой мировой войны.

Открыл заседание руководитель секции – декан исторического факультета, кандидат исторических наук, доцент священник Андрей Постернак. Поприветствовав постоянных и новых участников, гостей и слушателей конференции, он обратил особое внимание собравшихся, что изучение благотворительности еще только начинает развиваться в отечественной науке. И важным вкладом в разработку этой научной проблемы является данная секция, которую Исторический факультет ПСТГУ проводит уже пятый год.

Первым выступил доктор исторических наук, профессор Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Сергей Анатольевич Кочуков. Его доклад был посвящен земским органам самоуправления Российской Империи и их активной деятельности в организации финансовой и продовольственной помощи русской армии в период русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Земства вносили значительные пожертвования в пользу Общества попечения о больных и раненых воинах, тратили большое количество средств непосредственно на военные нужды и на поддержку осиротевших семей. По мнению Сергея Анатольевича, это было связано с желанием земств принимать участие во внешней политике страны, чего не могло допустить государство. Несмотря на активную деятельность земств, им не удалось в полной мере организовать продовольственные поставки в действующую армию. В данном случае их стремление натолкнулось, с одной стороны, на сопротивление подрядчиков, а с другой – на опасения Военного министерства, что земства смогут вскрыть различные злоупотребления, которые, безусловно, имели место. Таким образом, земства занимались сбором пожертвований и оказывали значительную финансовую поддержку армии, но их деятельность ограничивалась со стороны государства.

Заседание продолжилось выступлением кандидата исторических наук, старшего преподавателя исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Ольги Владимировны Белоусовой с докладом о Странноприимном доме Шереметьева в годы русско-японской войны. Одна из лучших больниц г. Москвы для неимущих больных, за исключением крепостных, была открыта графом Николаем Петровичем Шереметьевым. После его смерти благотворительную деятельность продолжил его сын граф Дмитрий Николаевич. Странноприимный дом оказывал помощь не только больным в мирное время, но и организовывал санитарные отряды в период войны. Опыт странноприимного дома был широко востребован в Первую мировую войну, когда на его базе были открыты лазареты. В 1917 г. странноприимный дом Шереметьева был закрыт и на его основе был открыт Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Проблема о продовольственной помощи русским военнопленным в период Первой мировой войны была затронута кандидатом исторических наук, доцентом Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации г. Тулы Максимом Викторовичем Оськиным. В период Первой мировой войны русская армия потеряла 2,4 млн. чел. пленными, взяв в то же время в плен около 2 млн. солдат и офицеров противника, в основном австрийцев. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. предусматривали гуманное отношение к пленным, включая продовольственный паек, равный пайку солдата в собственной армии. Однако питание пленных во всех воюющих государствах редко соответствовало требованиям норм международного права, объективными причинами чего были масштабы и характер войны, поэтому военнопленные нуждались в помощи своей страны. Продовольственная поддержка русским военнопленным проводилась в виде посылок. Эти посылки были небольшими, состояли исключительно из наиболее необходимых и не скоропортящихся продуктов. В апреле 1915 г. император Николай II отказался посылать продукты русским пленным, мотивируя это «невозможностью проверить, что хлеб действительно будет доставлен по назначению, а не будет использован для продовольствия германских войск» поэтому посылки стали носить исключительно частный характер.

Благотворительная деятельность протопресвитера А. А. Желобовского была рассмотрена в докладе кандидата исторических наук, доцента Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова к. и. н. Лекхи Вильевны Жуковой. Отец Александр Желобовский был первым протопресвитером военного и морского духовенства, председателем Общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской духовной академии. Благодаря его деятельности улучшилось материальное и служебное положение военного и морского духовенства, были приведены в порядок воинские кладбища, основан военно-свечной завод, доходы от которого шли на благотворительные цели, было сооружено более 70-ти полковых храмов. Всю свою жизнь о. Александр посвятил благотворительной деятельности и служению Богу.

Ряд докладов секции были посвящены благотворительной деятельности Обществ попечения о детях. Кандидат исторических наук Антонина Владимировна Ключарева, доцент Тульского государственного университета и старший научный сотрудник музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», на примере Тульской епархии представила доклад «Попечение о детях в годы Первой мировой войны со стороны духовенства». В первые годы войны Святейший Синод предложил образовать в каждом приходе особое попечительство о семьях, члены которых призваны на войну. Основную заботу о детях взяли на себя монастыри, при которых устраивались приюты. Создание детских приютов требовало значительных финансовых средств, привлекавшихся с помощью многочисленных благотворительных организаций: Романовского комитета, Александровского комитета, а также с помощью губернского и уездных попечительных комитетов и земских организаций.

Елена Валентиновна Кравченко, кандидат исторических наук, доцент Украинской государственной академии железнодорожного транспорта (г. Харьков) осветила эту проблему, но уже на примере украинских городов Российской империи – Киева, Одессы и Харькова. Цели обществ были практически одинаковыми: забота о больных детях, без различия пола, званий, состояний и вероисповедания. В состав собрания (комитета) обществ непременно должны были входить врачи. Общества инициировали создание детских больниц, санитарных станций, амбулаторных лечебниц, организовывали оказание медицинской помощи на дому. Активное участие в финансировании обществ принимала общественность – кроме членских взносов регулярно проводились благотворительные базары и лотереи. Таким образом, деятельность обществ помощи больным детям положительно влияла на распространение элементарных медицинских знаний среди малограмотного беднейшего городского и сельского населения.

Доцент Тольяттинского филиала РГГУ Елена Александровна Рядченко в своем докладе на примере Самарского Поволжья раскрыла проблему создания специализированных учебных заведений для детей с нарушениями зрения и слуха. Развитие системы специального образования для таких детей стало возможным благодаря активной благотворительности самарского купечества. Купцы вносили пожертвования, организовывали помощь отдельным категориям учащихся, учреждали стипендии, занимались строительством зданий для образовательных учреждений.

Об основных аспектах социального служения Католической Церкви в отношении рабочих в начале XX века в своем докладе рассказала аспирантка исторического факультета ПСТГУ Мария Евгеньевна Грабко. Активную социальную работу и благотворительность среди рабочих Европы Католическая Церковь стала осуществлять в связи с проблемой просвещения и сохранения религиозности среди рабочего класса. Энциклика папы Римского Льва XIII «Rerum Novarum» положила начало «социального католичества», которое включало в себя не только чтение священниками лекций, но и благотворительную помощь, создание яслей, приютов, убежищ для престарелых. В условиях Российской империи нельзя говорить о существовании единой конфессиональной организации. Католические епископы и священники пытались создать подобные организации, но это была исключительно частная инициатива. Русская Православная Церковь не имела специальных программ для работы с фабричными рабочими, как это было в Католической Церкви, но все же такая работы осуществлялась, только инициатива происходила снизу, а именно стороны священнослужителей.

Ведущий научный сотрудник музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» Татьяна Васильевна Комарова в своем докладе рассказала о благотворителях прихода Свято-Никольского храма в Кочаках Тульской епархии. Храм был построен три столетия назад на месте явления иконы свт. Николая, стоящей на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность недалеко от дороги, ведущей в Киев. В настоящее время не выявлены документальные источники, свидетельствующие о точной дате построения храма и о его устроителях. Но по мнению автора, не вызывает сомнения, что это были потомки древних родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожанами этого храма и похороненных у его стен. Им принадлежали земли близлежащих селений, входящих в приход Никольского храма. К этому приходу относилось и сельцо Ясная Поляна – имение Марии Николаевны Волконской, матери писателя Л.Н. Толстого, в котором он жил со своей семьей. Попечители храма занимались не только ремонтными работами, но и активной социальной деятельностью. На средства А. В. Булаевой была построена и содержалась церковно-приходская школа. После своей смерти она по духовному завещанию оставила капитал в 160 тысяч рублей на устройство школ Тульской губернии.

Аспирантка исторического факультета ПСТГУ Серафима Евгеньевна Федосеева представила доклад о социальном портрете храмоздателя в пореформенной России (по материалам Московского уезда Московской губернии). По мнению автора, храмоздатель это тот, кто добивался разрешения на постройку храма. Часто строительство храмов велось на месте, где они ранее не существовали, и где не было сформировавшегося прихода. Активными храмоздателями являлись землевладельцы и купцы. Священник также мог подать прошение на строительства второго храма, но если только это поддерживалось приходом.

О благотворительной деятельности Московского общества любителей духовного просвещения рассказала в своем докладе соискатель исторического факультета ПСТГУ Елена Анатольевна Копылова. В результате активной деятельности Общества распространялась духовно-нравственная литература в фонды библиотек, школы, тюрьмы. Книги высылались миссионерам в Китай, Японию и другие страны.

С заключительным докладом «Неосновная деятельность общин сестер милосердия на примере Москвы рубежа XIX–XX веков» выступила кандидат исторических наук, доцент исторического факультета ПСТГУ Елена Николаевна Козловцева. Многим известно, что основной деятельностью общин сестер милосердия было оказание медицинской помощи больным и раненым как в мирное, так и в военное время, но иногда общины выходили за рамки этой деятельности. Никольская община организовывала приюты и детские учебные заведения для детей духовного сословия. В период Первой мировой войны община создала 5 складов для сбора пожертвований в армию, открыла мастерскую для изготовления противогазовых повязок и мастерскую по изготовлению печей для окопов. При Владычно-Покровской епархиальной общине был открыт детский приют, общеобразовательное училище для девочек и школа шелководства. Община «Утоли моя печали» содержала сиротский приют и четырехклассное женское училище. РОКК отказывалось финансировать какую бы то ни было деятельность общин, кроме медицинской. Наличие у общины приюта, школы или других подобных учреждений говорит о том, что она не находилась в непосредственном подчинении РОКК и имела дополнительные источники финансирования. Соответственно, таких общин не могло быть много. Скорее, они были исключением из общего правила.

Закрывая заседание, свящ. Андрей Постернак поблагодарил участников и отметил, что представленные доклады сыграют важную роль для дальнейшего обобщения опыта благотворительности в самых разных регионах Российской империи.

вуз: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: