Открыл заседание протоиерей Константин Стриевский, заместитель заведующего по воспитательной работе социальной и молодежной работы ПСТГУ, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах, священник, окормляющий кризисный центр “Дом для мамы”.
На секции было заслушано 16 докладов, в рамках которых были рассмотрены вопросы подготовки специалистов для церковной социальной работы в духовных и светских вузах. об особенностях обучения волонтеров, о проблемах системы образования. которые влияют на выстраивание учебного процесса в целом.
Первой представила свой доклад «Традиции и инновации диаконического образования» к.и.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы ПСТГУ Зальцман Татьяна Валерьевна. Доклад задал общий тон обсуждения.
Актуальность тематики секции обусловлена тем, что в настоящее время нет однозначного мнения по вопросу подготовки людей, выбравших профессию социального работника. Такие расхождения в вопросе форм, методик социального образования обусловлено национальными, культурными, экономическими, политическими различиями. Это также связано с представлениями о сущности профессии, ее престижем в обществе и перспективами развития.
Сегодня социальная работа и социальное служение, социальное образование и диаконическое образование очень тесно переплетены и взаимосвязаны, поэтому первая методологическая проблема, которая сейчас видится актуальной - это формирование собственного предметного поля у такого явления как «диаконическое образование».
Как быстро это произойдет зависит от многих причин. В первую очередь, на это влияют реформы, проводимые в системе образования: осуществляется переход на двухступенчатую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру, внедряется система компетенций, что заставляет по новому формировать и стандарты социального образования. В тоже время на систему образования во многом влияет появление новых технологий, способствующие появлению новых форм и видов обучения. В первую очередь – это применение платформ для онлайн-обучения, что в большей степени позволяет реализовывать концепцию непрерывного образования. Это расширяет круг участников социального образования.
Однако, все обеспечить высокое качество современного образования могут лишь те преподаватели высшей школы, которые имеют высокую профессиональную квалификацию.
Социальной сфере, которая активно развивается последние двадцать лет, необходимы специалисты высокого уровня, что обусловлено сложностью социальных проблем, которые необходимо решать и ростом числа социальных служб. Необходимы специалисты для государственного и негосударственного секторов; для работы с мигрантами, инвалидами, безработными, семьями и и другими категориями населения; для управленческой, консультационной, законодательной деятельности.
Отдельно надо говорить о кадрах для церковной социальной работы, которые должны иметь не только социальное образование, но и знания в области богословия.
Преподаватели осознают сложность стоящих перед ними задач и активно развивают социальное образование, но в тоже время продолжает бытовать мнение, что социальной работой могут заниматься все, что необходимыми компонентами успешного работника социальной сферы являются: желание помогать людям, здравый смысл, а профессиональные знания, умения и навыки являются не столь необходимым компонентом, вернее, эти навыки можно приобрести на рабочем месте и за короткое время. Такие установки лишают сотрудников социальных служб желания учиться, хотя это в значительной степени могло бы повысить качество работы специалистов социального профиля и негативно влияют на развитие социального образования, так как многие учебные программы могут оказаться невостребованными из-за своей сложности, из-за невостребованности знаний на рынке труда.
Сложности для образовательного процесса представляет и отсутствие стандартов профессиональной деятельности. которые только сейчас разрабатываются в Министерстве труда и социальной защиты. А для церковных социальных учреждений – это работа еще впереди.
Отсутствие понимания, для какой именно работы надо готовить специалистов приведет к тому, что вузы в своих программах будут делать акцент на знания, а не на навыки и умения, так как их можно сформировать лишь вместе с работодателями.
Нельзя не отметить выступление Алессандро Салоконе, представителя Общины св.Эгидия в России, выступил докладом «Воспитание культуры милосердия в современном обществе», который вызвал неподдельный интерес у слушателей. Целостное понимание смысла дел любви и милосердия характерно для всех членов общины Святого Эгидия. Современная богословская традиция Западной Церкви уделяет большое внимание аспекту посвящённому делам любви и милосердия и призывает современное общество поставить бедных в центр церковной жизни – рядом со Христом.
Участники секции узнали об опытах другой католической страны. Особый интерес вызвал доклад Алексея Чёрного, младшего научного сотрудника Центра истории богословия и богословского образования, аспиранта ПСТГУ “Подготовка к социальному служению в католической Германии”. Церковной социальной работы в Германии уделяется большое внимание. Пасторские референты, которые занимаются диаконической работой,обучаются восемь лет. В подготовку входит как серьезное богословское образование, так и социальное образование.
Иеромонах Диомид (Кузьмин) - инспектор Брянского духовного училища выступил с докладом «Преподавание социальной работы в духовных учебных заведениях: вызовы и решения». Отец Диомид также заострил внимание на нехватке кадров для церковного социального служения, сложности подготовки специалистов в связи со сложностью построения учебных планов. поделился опытом создания таких программ в Брянском духовном училище.
Продолжил тему, Шиндаров Сергей Борисович, зав. катехизаторским отделением Перервинской духовной семинарии, который рассказал об опыте преподавания дисциплин социального профиля.
Астэр Ирина Валериевна, доцент РГПУ им. А.И.Герцена , Санкт-Петербургской Духовной академии и Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, представила доклад «Курс «Церковное социальное служение» в дистанционном образовании: опыт учебно-методического обеспечения». В докладе Ирина Валериевна сделал акцент на важности и уникальности нового интерактивного учебного пособия, которое стало способствовало насущной задачи - задачи развития социального образования в церковной среде.
Сегодня, по мнению докладчика, дистанционное образование является одним из наиболее оптимальных и качественных способов, как по актуализации диаконии, так и по развитию социального образования в социальных учреждениях по всей территории нашей страны.
Электронное, общедоступное, мультимедийное учебное пособие «Социальное служение Русской Православной Церкви» - это попытка обобщить имеющиеся материалы по данной проблематике, заложить основу для будущих разработок. Именно поэтому пособие похоже на огромную хрестоматию с разветвленной структурой, напечатать его невозможно, т.к. это десятки тысяч страниц. Это и условие социального служения, его история, организация и практика, вопросы, связанные с гражданским обществом, развитием социального партнерства и проблемы диаконического образования. С учебным пособием можно ознакомиться в открытом доступе в сети Интернет по адресу: www.social-orthodox.info
Лавров Вениамин Владимирович, к.и.н., доцент по кафедре государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиал) Академии Генеральной прокуратуры и Санкт-Петербургской Духовной Академии, представил доклад «Преподавание курса «Правовые основы социального служения» для будущих священнослужителей». Вениамин Владимирович являясь разработчиком курса, обосновал важность правовых знаний для священников, которые будут руководить социальным служением в церковных структурах. Курс имеет два четырнадцати часовых блока, по мнению автора, это является тем минимумом, который должны освоить слушатели.
Большой интерес вызвал доклад Васильевой Марины Владимировны, зам. председателя Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Для организаторов обучения крайне важно знать, какие личные и профессиональные качества требуются в современных церковных социальных службах.
Требования, предъявляемые сегодня Церковью к своим работникам, осуществляющим социальную деятельность, с одной стороны остаются традиционными: терпение, милосердие, коммуникабельность, которые должны базироваться на православной вере.
С другой стороны работодатель хотел бы видеть людей с достаточными профессиональными качествами и подготовкой, способных достойно представлять Церковь на поприще социального служения. Эти задачи и стоят сейчас перед социальным образованием.
Продолжая давние традиции партнерства, на секции выступила Кононова Татьяна Борисовна, д.и.н., профессор Российского государственного социального университета. Она представила доклад и презентацию на тему: «Возможности мегаполиса при формировании учебных курсов по социальной работе». Одной из форм успешного освоения студентами профессиональных дисциплин - это выездные занятия в музеях.
По мнению докладчика это не только расширяет мировоззрение студента, но и пробуждает в нём интерес к дальнейшей исследовательской деятельности. Презентация, представленной докладчиком, использовались материалы, подготовленные студентами РГСУ, что наглядно продемонстрировало высокий потенциал данной формы работы.
Нельзя не отметить доклад н. преподавателя Воата Алексея Александровича, к.ф.н. преподаватель Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), координатор Клуба волонтеров, “Особенности подготовки добровольцев для работы с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате” . Данный доклад продемонстрировал как ответственно и творчески подходят общественные организации к подготовке добровольцев для работы в социальных учреждениях.
Развитие социального образования для неравнодушных людей, готовых к социальному служению - это отдельное, очень интересное и важное направление деятельности.
Радионович Арина Михайловна, к.м.н., доцент кафедры социальной работы ПСТГУ, в своём докладе «Медицинские дисциплины в зарубежных образовательных программах подготовки социальных работников», сделала сравнительный анализ образовательных программ социального профиля известных мировых университетов, таких как Оксфорд, Кембридж, Австралийский университет, а так же Канадский университет в Торонто. проведенное исследование показало. что в социальном образовании значительное место занимает подготовка в области медицины.
Гниденко Ксения Александровна, к.пс.н., доцент кафедры социальной работы ПСТГУ, поделилась опытом создания образовательных программ для детей-сирот, способствующих повышению их коммуникативных компетенций.
Соловьева Ирина Вячеславовна, зав. отделением социальной и молодежной работы ПСТГУ, акцентировала внимание участников секции на том, как важно создавать особую образовательную среду для будущих специалистов в области социальной работы и социального служения. Здесь важно и эстетическое оформление помещений для занятий, правильно выстроенное взаимодействие между преподавателями и студентами. Непосредственное общение в процессе обучения - это тоже социальное образование.
Шилина Ирина Борисовна, д.и.н., профессор, декан факультета социальной коммуникации МГППУ, рассказала не только об особенностях подготовки специалистов социального профиля к работе в инклюзивной среде, но и об особенностях стандарта прикладного бакалавриата, в рамках которого предполагают начать подготовку социальных работников ближайшем будущем.
Завершил работу секции доклад студента 4 курса ПСТГУ по направлению «социальная работа» ПСТГУ. Выступление было посвящено проблеме подготовки церковного социального работника в православном вузе. В докладе сформулированы несколько проблем, касающихся восприятия образовательного процесса самим студентом. Подчёркнута важность полноценного глубокого изучения богословских дисциплин, влияющих на формирование мировоззрения, а так же личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.
В заключении протоиерей Константин Стриевский поблагодарил всех участников конференции за плодотворную совместную работу и пожелал дальнейших творческих успехов.