Студенты 3-го курса направления «Журналистика» на прошлой неделе успешно опробовали самодельную машину времени в процессе сдачи экзамена по предмету «Основы журналистской деятельности».
Как оказалось, ребята практически не знают, что происходило в отечественных СМИ еще недавно. Быть профессионалом, не представляя, что уже сделано до тебя, очень сложно, поэтому кроме теоретической части экзамена я предложила им сделать небольшие презентации, описывающие лучших журналистов и телеведущих, а также самые популярные СМИ и телепрограммы второй половины XX в. Услышав дружный хохот, проходившие мимо студенты других факультетов вряд ли могли догадаться, что в аудитории 308 экзамен. Да-да, первой реакцией был смех. Поначалу их веселило все: кадры огромного зала, в котором сидят мужчины в костюмах и галстуках и женщины в красивых платьях («зомби какие-то»); первая заставка программы «Время», когда буквы поочередно появлялась на экране, и поколению моих родителей это казалось очень эффектной находкой. Удивляло и то, как ребята спрашивали: «Что с ней?» Я не сразу поняла суть вопроса, потому что смотрела передачу еще студенткой и прекрасно помню все до сих пор. Потом взглянула на экран глазами современного человека и сама удивилась: действительно, все ведущие говорили по нынешним меркам очень медленно, четко проговаривая каждое слово. Да, и темп речи, и темп жизни были другими.
Студенты еще хихикали, глядя на заставку детской программы «В гостях у сказки», но, прослушав вступительные слова знаменитой «тети Вали» – Валентины Леонтьевой, сказали: «Она говорит с такой теплотой, как будто обращается к тебе лично, мы бы с удовольствием смотрели такую программу, будучи детьми!» Дальше пошли кадры любимой программы советских людей «От всей души» с той же Валентиной Леонтьевой. «Передача очень длинная, но я, пока ее смотрела, все время плакала», – призналась автор презентации. Ребят уже не смущал темп речи ведущей, они были зачарованы интонацией и тем, что она говорила. Целую минуту в кадре показывают пожилую семейную пару: современное поколение, привыкшее к тому, что планы меняются каждые 2–3 секунды, должно бы уже «устать» от однообразной картинки. Но на экране такая палитра еле сдерживаемых эмоций, что глаз не оторвать, и ребята вдруг просят: «Ну, пожалуйста, давайте посмотрим еще чуть-чуть!» Дальше был КВН 60-х, который тоже всех удивил. На экране пародия на показ мод, ведущая очень кстати комментирует, поскольку черно-белое изображение плохого качества не дает всей полноты картины: «Вечерний наряд: ярко-красные колготки и цветастая юбка в обтяжку». Весь зал хохочет, а студенты в недоумении: что тут смешного? Да, по нынешним временам – обычная одежда, а тогда это казалось жуткой безвкусицей. «1:1, – подумала я, – вы посмеялись над однотипным внешним видом того поколения, они – над вашими яркими нарядами». А дальше случился шок, когда показали диалог ведущих КВН с членами жюри – серьезными учеными. Оказалось, что эти профессора не только формулами могут жонглировать, но и легко и непринужденно, остроумно и интеллигентно шутить! Очень уж это диссонировало с тем, что мы сейчас видим на экранах телевизоров. «Да…» – единственное, что смогли сказать студенты, шутки кончились.
Конечно, путешествие в прошлый век затянулось, несмотря на ограничение во времени, каждый докладчик нарушал регламент – оказалось, что очень сложно уместить в несколько минут рассказ о таких «глыбах» отечественной журналистики, как Василий Песков, Ярослав Голованов, Юрий Щекочихин, Валерий Аграновский. Девушки так увлеклись, рассказывая о программе «Музыкальный ринг», что пришлось все же прервать эту презентацию. Смех раздавался все реже, и не только потому, что ребята устали. «Добила» их презентация новогодней программы «Голубой огонек». Я немного поворчала из-за того, что Сергей и Кристина в качестве иллюстрации взяли музыкальные номера: «Мы же все-таки журналистику изучаем, надо было хотя бы какие-то сценки показать, чтобы было видно, как в те времена работали сценаристы». Но остальные студенты за них вступились: «Зато очень показательно получилось». А ведь и правда, в режиме презентации, когда одни кадры быстро сменяют другие, показывая разные «эпохи» телевидения, вышло очень наглядно. 60-е годы: некачественное черно-белое изображение, оркестр играет классическое произведение. 70-е годы: изображение получше, но еще черно-белое, Эдуард Хиль (известный нынешней молодежи как «Мистер Трололо») в костюме и галстуке поет мелодичную песню, рядом танцуют девушки в красивых длинных платьях. 80-е годы: уже цветное изображение, на сцене София Ротару, «подтанцовка» в коротких юбках. 90-е годы: качественное видео, спецэффекты, Лолита в очень откровенном наряде поет и ползает по столу. «Все, хватит, не хотим на это смотреть! Такое мы видим каждый день, к сожалению!» – зашумели студенты.
Пришлось все же поставить две тройки и две четверки, но только за не очень качественные ответы на теоретические вопросы. А вообще путешествие во времени прошло отлично! Я и сама сделала много открытий: во-первых, любопытно было посмотреть на то, что видела в детстве и юности, сквозь призму времени, во-вторых, очень удивила реакция ребят: «нас потрясло, что люди говорят очень спокойно, не орут друг на друга, высказывают какие-то очень интересные мысли, а сейчас на телевидении сплошной скандал», «для нас все это – каменный век, к нам это не имеет никакого отношения», «сейчас на телевидении говорят намного быстрее, но смысла в их словах стало мало», «прогресс у нас только технический, а вообще-то люди деградировали… Вы посмотрите: начинали с классической музыки, а к чему пришли? Какая речь была у людей, какие тексты!» Вот ради прогресса я все это и затевала, чтобы студенты брали лучшее из прошлых эпох и, развивая это, двигались дальше.
Интересно, что лет через 30 скажут тогдашние студенты про СМИ начала XXI века?
Декан факультета журналистики, рекламы и PR Т.В. Ворожцова