11 декабря 2014 года в Московском государственном областном университете проводилась II Региональная межвузовская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях».
В конференции приняли участие крупные учёные нашей страны и Ближнего Зарубежья, авторитетные общественные научные деятели и опытные педагоги ВУЗов города Москвы и Московской области: ГОУ ВПО Московского государственного областного университета; ГБОУ ВПО Международного университета природы, общества и человека «Дубна»; ГБОУ ВПО Академии социального управления; ФГОУ Российской академии образования; ФГБОУ ВПО Московского педагогического государственного университета; ФБОУ ВПО Государственного университета управления; ФГБОУ ВПО Российского государственного гуманитарного университета; Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»; ФГАУ Федерального института Российского образования; ФГБОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова; ГАОУ ВПО Московского государственного областного социально-гуманитарного института; НОЧУ Института развития образовательных технологий, а также Международной академии креативной педагогики (Украина).
Конференцию открыл главный советник при ректорате МГОУ, кандидат педагогических наук, доцент Владимир Николаевич Ахренов.
С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Московского государственного областного университета, к.ф.н., профессор Павел Николаевич Хроменков. Он подчеркнул важность и актуальность данной темы: «Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях» и пожелал участникам конференции успешной работы.
Вне зависимости от сложной политической ситуации в Украине, Президент Международной академии креативной педагогики (Украина), д.п.н., профессор Дмитрий Владимирович Чернилевский нашел возможность принять участие в конференции.
В рамках пленарного заседания с докладом на тему «Вопросы подготовки учителя в свете новой образовательной парадигмы» выступил один из ведущих специалистов в области методики преподавания биологии и экологии, подготовивший не одно поколение высококвалифицированных исследователей и учителей, вице-президент Международной академии наук педагогического образования, автор более 100 научных работ, в том числе программ по биологии и экологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных учреждений России, методических пособий и учебников, одобренных Федеральным экспертным советом, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и экологии ГОУ ВПО МГОУ Владимир Васильевич Пасечник.
С докладом на тему: «Проблемы и опыт разработки оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС 3+» выступил почетный работник высшего профессионального образования РФ, основатель научной школы «История и теория социальной педагогики», член Президиума МАНПО, академик-секретарь отделения социальной педагогики и социальной работы МАНПО; член Правления Ассоциации социальной педагогики и социальной работы, вице-президент Всероссийской макаренковской ассоциации (Макаренковское содружество); член комиссии по социальной педагогике УМО вузов России по психолого-педагогическому образованию; член комиссии по социальной педагогики УМО вузов по педагогическому образованию, член президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы; заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики ФГБОУ ВПО Российского государственного гуманитарного университета, д.п.н., профессор Лев Владимирович Мардахаев.
Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член ряда общественных академий, и.о. президента МАПНО, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО МГОУ Екатерина Иосифовна Артамонова выступила с докладом на тему «Компетентностный подход в развитии современного профессионального образования».
Директор Учебно-научного центра аккредитации образовательных программ и обеспечения деятельности УМО ФГОУ ВПО Государственного университета управления, член Американской ассоциации по эвалюации, специалист в области количественных методов эвалюации и педагогических измерений, автор свыше 100 публикаций по проблемам качества образования и педагогических измерений, д.п.н., профессор Марина Борисовна Челышкова выступила докладом на тему «Разработка образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС».
Член Российского психологического общества, эксперт Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы Федерального собрания РФ, д.п.н., профессор кафедры социальной психологии ГОУ ВПО МГОУ Татьяна Ивановна Шульга затронула тему «Содержания образовательных стандартов ФГОС 3+ с учетом профессиональных стандартов».
Член-корреспондент Международной академии науки и практики организации производства, к.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления организацией ГОУ ВПО МГОУ, автор большого количества публикаций и научных трудов Татьяна Ивановна Власова выступила с докладом на тему «Адаптация внутривузовских стандартов и систем менеджмента качества к новым ФГОС».
С докладом на тему «Введение ФГОС в дошкольных образовательных организациях: проблемы и риски» выступила руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», к.п.н., Наталья Владимировна Тарасова.
По завершению пленарного заседания заявленную тематику продолжили обсуждать на заседании четырех секций. В каждой секции было заслушано много актуальных, разнообразных по своей информации докладов.
Секция «Образование и педагогика» (председатель Гац И.Ю., д.п.н., профессор МГОУ) включала в себя 4 подсекции.
На подсекции «Формирование навыков профессионально-ориентированной деятельности в аспекте модернизации Российского образования» (сопредседатель д.ф.н., профессор Леденёва В.В.) рассмотрены различные траектории профессиональной деятельности педагога, изменения содержания и технологии ведения производственной и педагогической практик.
Одним из ярких моментов в работе секции стало выступление кандидата исторических наук, доцента кафедры методики преподавания истории, политологии и права МГОУ Ольги Николаевны Шапариной с докладом на тему: «Подготовка студентов к прохождению педагогической практики в рамках реализации требований новых образовательных стандартов».
На подсекции «Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки педагогических кадров для технологического образования» (сопредседатель к.п.н., доцент Хаулин А.Н.) состоялся обмен мнениями по внедрению конкретных приёмов профессионально ориентированной деятельности.
Плодотворно обсуждались доклады, посвящённые проблемам формирования профессиональных компетенций студентов технологического образования. Одним из таких докладов стал доклад к.п.н, доцента кафедры основ производства и машиноведения ГОУ ВПО МГОУ Нинель Вячеславовны Сылка на тему «Формирование компетентностных характеристик выпускников факультета технологии и предпринимательства в области прикладной механики».
На подсекции «Инновационные процессы в профессиональном педагогическом образовании» (сопредседатели - д.п.н., профессор Артамонова Е.И., д.п.н., профессор ГАОУ ВПО МГОСГИ Широких О.Б.) рассматривались вопросы формирования субъектов образовательного процесса, инновационные процессы в профессиональном педагогическом образовании. Участники конференции выразили свою позицию в понимании основных подходов в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования. Привлекли особое внимание и вызвали последующее активное обсуждение доклад на тему «Инновационные процессы в подготовке педагога в условиях модернизации образования» доктора педагогических наук, профессора ГАОУ ВПО МГОСГИ Оксаны Богдановны Широких и доклад на тему: «Теория и практика оценивания компетенций в рамках ФГОС 3+» доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО МГОУ Валентины Петровны Сморчковой.
На подсекции « Общеметодические подходы в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования» (сопредседатели - к.п.н., доцент Шилова Е.А, к.п.н., доцент Хомутова И.В.) обсуждалось развитие системы подготовки педагогических кадров в новых условиях российского образования, а также научно-методические аспекты разработки образовательных программ.
О проблеме «передачи опыта» от поколения к поколению, высоком профессионализме преподавателей и необходимости коррекции учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской деятельности, в виду последних изменений в системе образования, сообщил Заслуженный тренер СССР и России; Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта ГОУ ВПО МГОУ Юрий Дмитриевич Железняк, выступив с докладом на тему: «Проблемы высшего профессионального физкультурного образования в новых условиях».
Секцию «Гуманитарные науки» возглавил член-корреспондент РАЕН, эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования д.и.н., профессор ГОУ ВПО МГОУ Багдасарян В.Э. (зам. председателя к.и.н., доцент Куренкова Е.А.)
В научно-теоретических докладах секции был поднят ряд актуальных проблем, связанных с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: компетентностного подхода к формированию образовательных программ гуманитарного цикла, реализация инновационных технологий в образовательных программах по курсам бакалавриата и магистратуры.
С особым интересом обсуждался доклад «Роль интерактивных технологий в формировании компетентностей у студентов-историков» кандидата исторических наук, доцента ГОУ ВПО МГОУ Евгении Алексеевны Куренковой.
На заседании секции «Экономика и управление» (председатель – к.э.н., доцент Власова Т.И.) рассмотрели актуальные проблемы развития современного экономического образования, основные направления эволюции института рынка образовательных услуг в постиндустриальной экономике, методические подходы к формированию компетенций у бакалавров, обучающихся по направлению «Управление персоналом». В процессе обсуждения была затронута тема конкурентоспособности научно–педагогических работников как объект реформирования отечественной системы образования, говорилось о необходимости вхождения в мировое образовательное пространство, необходимости завершения трансформации сферы образования из института плановой экономики в институт рынка образовательных услуг.
На секции «Физико-математические науки» (председатель – д.т.н., профессор Бугримов А.Л.) были заслушаны и обсуждены доклады, которые осветили проблемы высшего профессионального образования в новых условиях; проблемы подготовки студентов в условиях модернизации образования; методические и организационные подходы к разработке и организации педагогической практики, самостоятельной работе студентов с учетом инновационных составляющих парадигмы высшего профессионального образования; проблемы дистанционного обучения и трудоустройства инвалидов. С одним из таких докладов стал доклад на тему: «Современные проблемы физико-математического образования» Анатолия Львовича Бугримова, доктора технических наук, профессора ГОУ ВПО МГОУ.
Руководителями секций по окончании заседаний были подведены итоги выступлений участников конференции.
По результатам работы конференции были подготовлены рекомендации по разработке научно-методических подходов к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях. Участники конференции единогласно утвердили рекомендации.
Подводя итоги II Региональной межвузовской научно-практической конференции, проректор по учебной работе и международному сотрудничеству Владимир Михайлович Клычников поблагодарил всех участников за работу и предоставленные материалы, которые будут включены в сборник статей конференции.