Интервью ректора ОЧУВО МЮИ Н.А. Жильцова газете «Властная вертикаль федерации» №1 – 2015
Процесс реформирования российского образования идёт уже много лет. В 2012 г. Правительство России приняло Государственную программу «Развитие образования на 2013-2020 годы», целью которой является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. В этой связи представляется крайне интересным, как оценивают проводящуюся реформу российские негосударственные вузы, давно ставшие важной и неотъемлемой частью отечественной высшей школы. Наш корреспондент беседует с Николаем Жильцовым, ректором Международного юридического института, заместителем председателя Ассоциации негосударственных вузов России, Почётным работником юстиции России, кандидатом юридических наук, кандидатом педагогических наук, профессором.
– Николай Александрович, расскажите о Вашем институте. У него ведь не совсем обычная для частного вуза история.
– Международный юридический институт является одним из старейших частных вузов страны. Он был создан в 1991 г. постановлением Правительства первоначально как государственный вуз в составе Министерства юстиции для подготовки юридических кадров, отвечающих современным реалиям. В 1998 г., когда государство из-за кризиса оказалось не в состоянии выполнять свои обязательства по финансированию института, было принято решение о смене формы собственности. И с того времени МЮИ стал функционировать уже как негосударственное высшее учебное заведение. Руководством вуза в тех весьма не простых экономических условиях была поставлена задача успешного развития и расширения института, чтобы претендовать на достойные позиции в сфере частного высшего образования. И эта задача была полностью выполнена. Сейчас учебное заведение входит в число 10 крупнейших российских частных вузов, в нём обучаются более 10 тысяч студентов.
Высококвалифицированный стабильный преподавательский состав, крепкая материально-техническая база, тесное взаимодействие с органами государственной власти позволяют МЮИ уверенно держаться на рынке образовательных услуг с его жёсткой конкуренцией. Создан ряд филиалов, магистратура и аспирантура по трём направлениям, обучение ведётся по очной, очно-заочной и заочной форме.
– И готовят здесь только юристов…
– Да, это единственный столь крупный монопрофильный частный вуз в России, где готовят только юристов. Спрос на юридическое образование, как высшее, так и среднее, в современном российском обществе очень высок, т.к. наличие такого образования позволяет человеку не только работать в качестве юриста, но и, в первую очередь, является жизненно необходимым инструментарием, позволяющим в любой сфере деятельности уверенно ориентироваться в реальной действительности, разбираться в нормативно-правовых актах, уметь работать с документами, правильно квалифицировать те или иные деяния, в том числе, направленные против самого человека. Кроме того, значительная часть сотрудников отечественных правоохранительных органов не имеют никакого юридического образования, и поэтому получение специальности юриста для них является крайне важным. МЮИ даёт возможность таким сотрудникам получить и высшее, и среднее, и дополнительное профессиональное образование. Существует более 10 программ повышения квалификации и переподготовки.
– Для выпускников как частных, так и государственных вузов чрезвычайно актуальной остаётся проблема их будущего трудоустройства. Как Вы помогаете студентам решать эту задачу?
– МЮИ начинает профориентацию своих студентов ещё на начальной стадии обучения. В структуре института имеется специальный отдел, который занимается именно трудоустройством. С этой целью институт активно сотрудничает с организациями, в которых проводится студенческая практика: судами, прокуратурой, следственными органами, судебными приставами, управлениями юстиции. Ввиду такой тщательно проводимой предварительной работы выпускники МЮИ не испытывают проблем с поступлением на работу. Так, в центры занятости обращаются не более 1-2 человек в год из числа тех, кто обучался по очной форме.
– Как Вы оцениваете процесс реформирования и модернизации отечественной высшей школы?
– Несмотря на то, что образование – сфера достаточно консервативная, процесс изменения содержания образования и методики обучения студентов должен быть перманентным. Ситуация меняется столь стремительно, что даже при некотором отставании можно отстать навсегда. Основные позиции, изложенные в программе реформирования образования, получают дальнейшее развитие во вполне конкретных документах нормативного, рекомендательного, методического характера. С приходом нового министра резко изменилась динамика реализации данной программы. Этому способствовало и принятие нового закона об образовании, и вступление в силу новых образовательных стандартов. Реформы помогают нам ежедневно, и мы надеемся, что, благодаря им, система образования станет больше отвечать вызовам современного мира, готовности и способности выпускников работать в профессиональной среде, позволит определиться, какова компетентностная модель выпускника, какие шаги предпринять вузу по созданию собственной нормативной базы, так как сейчас решения должна принимать уже сама образовательная организация.
– Каковы, на Ваш взгляд, сильные стороны негосударственных образовательных учреждений?
– Создание частного сектора образования – однозначно положительный процесс, потому что появилась конкурентная среда, а, значит, повысилась конкурентоспособность участников рынка образовательных услуг. Во многих своих шагах частные вузы опережали государственные в методике и технологиях, были более гибкими в ответах на запросы абитуриентов, быстрее отвечали на вызовы времени. Перед частными вузами необходимость выживания стоит гораздо более остро, следовательно, это непрерывно подталкивает их к поиску путей, которые бы обеспечили им финансовую устойчивость. Отсюда и хорошая динамика, связанная с применением новых технологий и использование тех методов, которые раньше не применялись, например, корпоративные подходы, когда вузы начинают работать на определённые корпорации, поиск и реализация тех направлений и специальностей, которые на данный момент востребованы. В 90-е это позволило людям найти себе применение в сфере услуг, не связанных с производством. И общий мировой тренд также идёт в сторону частного образования. Эффективность частного образования выше, чем государственного. Отсутствуют бюрократические процедуры, связанные с согласованием и финансированием.
– Каково Ваше отношение к планам дальнейшего сокращения количества вузов в стране?
– На сегодняшний день значительная часть негосударственных вузов не в состоянии обеспечить выполнение образовательных стандартов, т.к. их доходы из-за небольшого числа студентов (63 процента частных вузов имеют менее 1000 обучающихся) не позволяют достичь необходимой финансовой устойчивости. Мы выступаем за сокращение численности частных вузов, их укрупнение, и этот процесс уже пошёл. Многие из них должны закрыться, так как ничего, кроме ущерба имиджу частного образования, они не приносят. Прошедшая в канун Нового года встреча руководства Минобразования и науки, Рособрнадзора с ректорами ведущих частных вузов показала, что понимание необходимости этого есть, поскольку качество в данном случае связано с количеством. Деятельность вуза – это, прежде всего, социально значимое дело. Необходимо вкладывать основную массу средств, получаемую от деятельности вузов, в развитие самих вузов. Если к образованию относиться только как к бизнесу для получения доходов собственника, то нельзя ждать качественного образования. И такие вузы должны уйти с рынка. Мы приветствуем этот процесс.
Борислав АКАДЖАНОВ