К участию в ней приглашаются учащихся 9-10 классов и средних специальных учебных заведений. Школа пройдёт 5-8 ноября, в ней примут участие известные филологи, богословы и историки, а также старшеклассники и студенты.
Участие предваряется конкурсом творческих работ, лучшие авторы которых получат возможность принять участие в школе, где в течение этих 4 дней смогут стать слушателями интересных лекций, творческих заданий, экскурсий по Москве.
Проезд, проживание и питание участников будет оплачено университетом. Каждый участник школы получит сертификат участника.
Первая литературно-историческая школа БФ ПСТГУ была посвящена религиозным мотивам в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Слушателями школы стали учащиеся младших курсов Свято-Тихоновского университета и студенты-теологи Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. На протяжении трёх дней участники знакомились с разными аспектами наследия двух великих писателей, обсуждая предложенные к работе на семинарах и круглых столах проблемные тексты, выполняя творческие задания, общаясь с лекторами – специалистами в области литературоведения, церковной истории, философии и богословия (А. Г. Гачевой, прот. П. Хондзинским, К. М. Антоновым, П. Б. Михайловым). Немаловажной частью мероприятия стало неформальное общение участников по вечерам и в перерывах между занятиями.
Вторая литературно-историческая школа будет проходить 5-8 ноября 2015 года на богословском факультете Свято-Тихоновского университета. Проведению школы предшествует отборочный конкурс творческих работ, к участию в котором приглашаются учащиеся 9-10 классов средних школ и средних специальных учебных заведений. Авторы двадцати лучших работ смогут стать участниками школы. Проезд, проживание и питание участников (без сопровождающих) оплачивается Свято-Тихоновским университетом.
Участие в литературно-исторической школе позволит старшеклассникам познакомиться с ведущими учеными-исследователями, пообщаться с единомышленниками, на несколько дней погрузиться в атмосферу университетской жизни. Лучшие конкурсные работы будут опубликованы в сборнике материалов школы.
Примерная тематика конкурсных работ
I.? Литература.
1.? Смысл жизни и бессмыслица существования в русской классике (на примере 1-2 произведений).
2.? «Мертвые души» Гоголя — карикатура или Россия как она есть.
3.? Тема бессмертия в стихотворении Пушкина «Памятник».
4.? «Гений и злодейство — две вещи несовместные…». Добро и зло в «Моцарте и Сальери» Пушкина («Маленькие трагедии»).
5.? «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей…». Земля и космос глазами падшего духа (поэма Лермонтова «Демон»).
6.? Почему Достоевский назвал Пушкина родоначальником реализма в литературе?
7.? Похож ли старец Зосима на «настоящего» святого?
8.? Что означают слова старца Зосимы «мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе» в «Братьях Карамазовых»?
9.? Кого сумел спасти и кого погубил князь Мышкин в романе «Идиот»?
10.? Мотив исцеления героя: потерял ли себя Раскольников, отказавшись от своей мечты?
11.? Как творчество Достоевского доказывает правоту слов Вяч. Иванова: «Вера и неверие не два различных объяснения мира или два различных руководительства в жизни, но два разноприродных бытия»?
12.? «Мне отмщение, Аз воздам»: за что Л. Н. Толстой убил Анну Каренину?
13.? Есть ли Воскресение в романе Льва Толстого «Воскресение»?
14.? Толстой-Ерошка и Толстой-Неклюдов: кто победил в финале жизни писателя?
15.? Вера и надежда в прозе Чехова.
16.? Тема храма в поэзии Блока (поэма «Возмездие», «Девушка пела в церковном хоре» и др.).
17.? Христианские мотивы в ранней лирике Маяковского.
18.? Внешнее и внутреннее зло: «страшный мир» в произведениях Гоголя, Булгакова, Набокова.
II.? История.
1.? Война 1812 г. в духовной жизни России.
2.? Какую Россию мы потеряли?
3.? Возрождение патриаршества в Русской Церкви (конец XIX века – 1917 г.).
4.? Русская история в русской поэзии (А. К. Толстой, А. Блок и др.).
5.? Евангелие на войне (по произведениям Л. Толстого, М. Пришвина и др.).
6.? Творчество мира во время войны (по произведениям Л. Толстого, М. Пришвина и др.).
7.? Роман «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского как исторический источник.
8.? Место и значение личности в человеческой истории по роману «Преступление и наказание».
III.? Культура.
1.? Была ли пушкинская речь Достоевского пророчеством?
2.? Маргинальные течения русской религиозной жизни (мистицизм, сектантство): особенности и типология.
3.? Русское масонство в изображении Л. Н. Толстого.
4.? Диалог Церкви и русского общества: антиклерикальные тенденции в русской жизни второй половины XIX века.
5.? Быт русского дворянства в литературе XIX века (С. Т. Аксаков, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев).
6.? Живое и мертвое: образ внешнего мира в глазах героев романа «Преступление и наказание».