Об этом заявила ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая, выступая на заседании президиума Российской академии образования 17 июня 2015 год с докладом «Об организационно-методическом сопровождении комплексного государственного тестирования иностранных граждан».
Согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№ 115-ФЗ, статья 15.1), для получения иностранным гражданином разрешения на работу, временное проживание, вида на жительство, гражданство с 1 января 2015 года необходимо подтверждение уровня владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ.
Министерством образования и науки Российской Федерации определены требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи комплексного экзамена, единый формат сертификата об успешной сдаче экзамена, утвержден перечень образовательных организаций, уполномоченных проводить экзамен.
Четко определен необходимый минимум знаний, которые могли бы обеспечить бесконфликтное общение с русскоязычным населением. Для различных категорий натурализации (иностранные работники, претенденты на получения разрешения на временное пребывание, вида на жительства, гражданства) предъявляются различные требования. Однако преемственность в требованиях, предъявляемых к уровню владения русским языком, обеспечивает единство системы тестирования по русскому языку как иностранному.
В перечень образовательных организаций, имеющих право проводить комплексный экзамен, вошли ведущие вузы России, имеющие десятилетия практического опыта лингводидактического тестирования и соответствующую научно-методическую базу: МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН, СПбГУ, Институт Пушкина и Тихоокеанский государственный университет. Большинство вузов, уполномоченных Министерством образования и науки проводить Комплексный экзамен, являются авторами-разработчиками системы тестирования русского как иностранного (ТРКИ).
Проведение комплексного экзамена обеспечивается путем взаимодействия данных вузов с четырьмястами локальными центрами, созданными почти во всех регионах. Система автоматизированного учета и обработки результатов тестирования объединяет локальные центры тестирования и Центры администрирования тестирования головных вузов.
На базе локальных центров проводятся семинары по дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование», участники которых, успешно прошедшие итоговую государственную аттестацию, получают дополнительную квалификацию, необходимую для работы в качестве тестора в рамках российской государственной системы тестирования. Организуется система подготовки мигрантов к сдаче комплексного экзамена, в том числе в дистанционном формате, в воскресных школах, в формате домиграционной подготовки.
Таким образом, организация и проведение комплексного экзамена обеспечена:
Требованиями к содержанию экзамена
Опубликованными типовыми экзаменационными материалами
Закрытыми экзаменационными материалами, в том числе для кандидатов с особыми потребностями
Учебными материалами для подготовки к прохождению комплексного экзамена;
Учебными пособиями для подготовки преподавателей-тесторов.
В настоящее время сдали экзамен и получили соответствующий сертификат более полумиллиона трудящихся мигрантов на территории Российской Федерации.
Важным шагом для консолидации многолетнего опыта и богатого потенциала ведущих вузов, на протяжении более 20 лет осуществляющих научно-методическое и организационное обеспечение государственной системы тестирования иностранных граждан, является создание Российского тестового Консорциума (testcons.ru). Учредители:
• Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
• Санкт-Петербургский государственный университет,
• Российский университет дружбы народов,
• Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина.
С начала 2015 года в Общественной палате регулярно проходят общественные слушания по вопросам проведения комплексного экзамена и законодательства в этой сфере. Обсуждаются сложности, связанные с получением иностранными гражданами трудовых патентов, которые могут заставить десятки тысяч мигрантов отказаться от легализации своего пребывания на территории России.
Федеральный государственный надзор в сфере образования в части проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ осуществляет Рособрнадзор.
«Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что создана единая система определения уровня владения русским языком, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации, – сказала в заключение своего выступления М.Н. Русецкая. – Данная система базируется на общих научно-методических и организационных принципах и измеряет реальный уровень знаний и умений кандидатов, в результате чего разрешительные документы на ведение трудовой деятельности получают только те иностранные граждане, кто готов к реальному взаимодействию с русскоязычным населением».