С 29 июня по 1 июля 2015 года в рамках межрегионального сотрудничества по реализации проекта «Комплексное сопровождение программ поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах» делегация Московской области приняла участие в работе II Летней школы в г. Петрозаводске Республика Карелия. В состав делегации вошли 45 человек, среди них руководители и заместители руководителей, учителя, социальные педагоги, психологи пилотных школ проекта, муниципальные координаторы г.о. Ивантеевки и Красногорского муниципального района. Руководила делегацией Московской области координатор проекта Л.П. Стрельницкая, начальник экспертно-аналитического отдела Центра стратегических разработок Академии социального управления.
В работе Летней школы участвовали также представители Министерства образования Республики Карелия, администрация местного самоуправления Петрозаводского городского округа, научные сотрудники НИУ ВШЭ, Ярославского института развития образования, ассоциация «Школа Сколково», представители Ленинградской области, Республики Бурятия, г. Москвы.
Летнюю школу открыл министр образования Республики Карелия А.Н. Морозов, который поприветствовал участников встречи, рассказал о системе образования республики, ее достижениях, проблемах и пожелал всем участникам плодотворной работы.
Работа Школы началась с выступления ведущего научного сотрудника Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ к.п.н. М.А.Пинской. Марина Александровна познакомила участников с технологией формирующего оценивания как элемента эффективности процесса обучения. Участники отметили, что выступление было очень интересным и полезным и позволило уточнить некоторые особенности метода и получить консультацию специалиста.
В заключение первого дня работы был проведен мини-тренинг по выявлению изменений парадигмы школы в разные периоды – 1985, 2015, 2045 годы. Затем ответы участников были проанализированы с точки зрения того,на чем вообще был сделан акцент, была ли в ответах ориентация на учащегося и на его достижения?
Во второй день И.Г. Груничева, научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ представила краткие итоги апробации модели профессиональных обучающихся сообществ и технологии «Исследование урока» (Lesson Study). Далее результаты внедрения модели «Исследование урока» представили 11 пилотных школ из разных регионов, в том числе из Московской области – МБОУ СОШ № 12 г.о. Железнодорожный, МБОУ Каринская СОШ Одинцовский, МБОУ Пролетарская СОШ Серпуховский район. Как отметили присутствующие, выступления пилотных школ проекта вызвалитакже большой интерес, поскольку позволили увидеть опыт работы разных школ, а также оценить достоинства и недостатки своей работы.
Далее сотрудник Центра мониторинга оценки качества образования Института образования НИУ ВШЭ к.п.н. М.И.Кузнецова сделала доклад на тему «Результаты мониторинга индивидуального прогресса обучающихся начальной школы: «Почему? Зачем? Как?». Доклад был воспринят с большим интересом, поскольку дал возможность познакомиться с конкретным инструментарием оценки качества знаний учащихся начальной школы. В деятельности школы особенно важно иметь четкий инструментарий для оценки проводимой работы по повышению качества знаний.
Не менее интересным было представление опыта территориального образовательного комплекса № 777 г. Москвы о развитии школьной информационной среды как ресурсе управления в эффективной школе, который представила М.А.Смирнова, руководитель сектора информатизации образовательного процесса. Данное выступление было особенно полезным для представителей администрации школ, поскольку представляет новый метод организации информационного пространства школы.
Третий, заключительный день, был посвящен знакомству с технологией разработки индивидуальных программ профессионального развития». Сотрудники ГОАУ ЯО «Институт развития образования» О.В. Тихомирова, к.п.н., Н.В.Бородкина, к.и.н. провели тренинг «Организация работы команд обучающихся учителей (КОУЧ) на основе индивидуальных программ профессионального развития», который состоял из трех частей – выявление профессиональных потребностей педагогов через проведение анкетирования; результаты анкетирования и подготовка индивидуального профиля для каждого участника по профессиональному развитию; работа в командах над заданием по актуальным направлениям профессионального развития, составление плана работы КОУЧ по развитию профессиональной компетентности в направлении овладения средствами общения. В заключение по итогам работы состоялось выступление каждой группы. В процессе выступления присутствующие высказывали свои мнения, задавали вопросы, обсуждали спорные моменты. Проделанная работа дала возможность на практике изучить метод работы КОУЧ, показало особенности работы в группе, позволило сплотить представителей разных регионов, которые обменялись контактами и договорились о дальнейшем сотрудничестве.
Кроме основной работы участникам Летней школы была предложена большая культурная программа, куда вошло посещение острова Кижи, обзорная экскурсия по городу. В завершение образовательной поездки участники Летней школы посетили культурно-образовательный Центр «Эврика», где познакомились с его работой.
По окончании работы Летней школы были подведены итоги. Участникиподелились впечатлениями, отметили актуальность и важность обсуждаемых вопросов. В частности, было отмечено, что Летняя школа дала возможность проанализировать проведенную работу по участию в проекте, узнать много нового, видеть перспективы дальнейшей работы, наладить сотрудничество с другими участниками проекта.
Гости выразили благодарность организаторам Летней школы за оказанный теплый прием, четко организованную и продуктивную работу, предложили продолжать сотрудничество.