4 сентября 2015 года во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума состоялось заседание Совета по русскому языку при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Ольги Голодец. На повестке дня Совета были два основных вопроса: «О потенциале дальневосточного региона по продвижению русского языка» и «Об использовании культурного наследия России для изучения русского языка и конкурентного позиционирования российского образования, науки и искусств».
Открыл заседание Совета по русскому языку телемост с Ростовом-на-Дону, где в эти дни проходит Всероссийский студенческий форум. Одним из наиболее заметных событий форума стал финал отборочного тура программы «Послы русского языка» - международного волонтерского проекта Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, реализуемого под эгидой Министерства образования и науки России. Целью программы является продвижение русского языка, русской культуры и литературы в России и за ее пределами силами молодых волонтеров – преимущественно студентов российских вузов. Во время телемоста с Ростовом-на-Дону руководитель Совета по русскому языку Ольга Голодец приветствовала финалистов программы и дала им добрые напутствия в выполнении важной и ответственной миссии.
Одним из главных вопросов встречи стало обсуждение потенциала Дальневосточного региона по продвижению русского языка. Ольга Голодец отметила, что сегодня важную роль в распространении русского языка играет сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с Китаем. "Китай и Россия намерены развивать совместные образовательные программы по изучению русского и китайского языков. Предполагается отправить в Россию 25 тысяч китайских педагогов для изучения русского языка. В свою очередь Россия планирует ввести ЕГЭ по китайскому для выпускников школ. И здесь, благодаря географическому положению, важную роль играет Дальневосточный регион, где необходимо создать кластер для распространения русского языка в АТР", - сказала Ольга Голодец.
В ходе мероприятия ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец рассказал о том, какую работу ведет ДВФУ в области преподавания русского языка на Дальнем Востоке.
«ДВФУ – крупнейший центр русистики на Дальнем Востоке России. В нашем университете мы готовим специалистов, изучающих русский язык как иностранный. Кроме этого, совместно с фондом "Русский мир" мы открыли центры русского языка в Китае, Корее и Японии. Ведем масштабную работу по созданию на базе средних и высших образовательных учреждений зарубежных стран сети подготовительных классов по русскому языку. Пять таких классов уже работают в Китае, хотим открыть еще во Вьетнаме, Корее и Монголии. Также планируем реализовать проект международного центра подготовки преподавателей русского языка из стран АТР на базе ДВФУ», - отметил ректор.
Далее состоялось обсуждение других актуальных вопросов. На проблему снижения уровня грамотности учителей российских школ обратила внимание директор департамента образования и науки Приморского края Елена Григорьева. Она отметила, что этот вопрос приобретает все большую актуальность и требует конкретных и незамедлительных мер по его решению. По словам Ольги Голодец, необходимо провести тестирование педагогов на владение русским языком.
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак в целях более эффективного преподавания литературы в школе предложил создать межведомственный центр по разработке электронного контента для школьных уроков, а также готовить специалистов по работе с такими программами. Он также отметил особую значимость портала «Образование на русском» для распространения и продвижения не только русского языка, но литературы, как одного из важнейших культурных брендов страны. Дмитрий Бак предложил также создать совместные магистерские программы вузов и музеев для дистанционного сопровождения курсов по литературе. Это предложение поддержала Ольга Голодец, отметив, что все виды искусства должны быть включены сегодня в электронный контент
В работе заседания приняла участие ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая. Она представила членам Совета по русскому языку новый просветительский проект Института Пушкина – Литературные гостиные. Этот формат имеет в России мощную культурную традицию, отсылает к опыту дворянский литературных салонов XVIII-XX вв., где собиралась культурная элита страны. Литературные гостиные в рамках неофициальной программы Совета по русскому языку прошли на базе Дальневосточного федерального университета. Доктор филологических наук Эльмира Афанасьева погрузила участников в историю литературных салонов, рассказала о судьбе гостиных З. Волконской, А.Смирновой-Россет, А. Голицыной. В центре же обсуждения находился художественный мир романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Партерами Института Пушкина в этом проекте выступают ДВФУ, Государственный исторический музей.
Подводя итоги заседания, Людмила Вербицкая отметила повсеместное снижение уровня грамотности, ничем не оправданное засилье заимствованной лексики. Среди мер по борьбе с этими негативными явлениями – ужесточение государственной языковой политики, введение обязательного экзамена по культуре речи у чиновников, включение русского языка в образовательные программы бакалавриата по всем специальностям, а также введение устной формы ЕГЭ по русскому языку в школе.
Комментируя последнее предложение, заместитель председателя правительства Ольга Голодец отметила: «Сейчас 44 процента всего школьного времени приходится на преподавание трех предметов - русского языка, литературы и математики. 1500 часов отводится на изучение русского языка в школе. А язык все равно не знают. Грош нам цена, если за 1500 часов не смогли научить русскому языку». Таким образом, проблема не в количестве часов, а в качестве преподавания и используемых программ.
Дальнейшее обсуждение этих и других актуальных вопросов состоится на следующем заседании Совета по русскому языку.