5 ноября представители МГУП имени Ивана Федорова приняли участие в профессиональном форуме «Повышение эффективности образования в условиях дефицита ресурсов в вопросе подготовки рабочих кадров». Форум проходил в рамках открытого Чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Полимеханика-автоматизация».
На профессиональный форум «Повышение эффективности образования в условиях дефицита ресурсов в вопросе подготовки рабочих кадров» в конгресс-центр «Технополис «Москва» были приглашены эксперты из ряда крупных отраслевых компаний и вузов. Открытию форума предшествовала торжественная церемония открытия самого Чемпионата World Skills Russia по компетенции «Полимеханика-автоматизация» со специальной шоу-программой. Затем представители Союза Машиностроителей России поприветствовали участников и пригласили экспертов к обсуждению современного состояния отрасли и перспектив развития системы профессионального инженерного образования, вопросов подготовки кадров в высокотехнологичных областях и подготовки прикладных специалистов. Выступавшие на форуме эксперты рассказали о своем опыте реализации государственных программ и конкурсов, усиливающих привлекательность отдельных секторов экономики для российских работников, о направлениях развития системы подготовки рабочих кадров, о проектировании и реализации интегрированных образовательных программ обучения, о развитии профессиональных компетенций работников и управлении инновациями.
Университет печати на форуме представлял директор Института открытого образования МГУП имени Ивана Федорова Дмитрий Попов. Он выступил с докладом «Дистанционные формы обучения и аттестации персонала промышленных предприятий как средство повышения эффективности подготовки кадров в современных социально-экономических условиях». Дмитрий Иванович рассмотрел возможности повышения квалификации персонала предприятия с применением дистанционных форм обучения, которые становятся все более востребованными в условиях современного рынка. Он представил участникам нормативную базу применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), рассказал о результатах анализа эффекта от внедрения ЭО и ДОТ на предприятиях. По словам Дмитрия Ивановича очевидные преимущества дистанционного обучения в том, что оно обходится, как правило, дешевле, у обучающихся есть возможность выбора темпов обучения, можно проходить обучение на территории, наиболее подходящей студенту и изучать дисциплины, недоступные в ближайших учебных заведениях, выбирая разнообразные средства и способы обучения. Отдельно была упомянута социальная значимости образовательных программ с применением ЭО и ДОТ для лиц с ограниченными возможностями. Также Дмитрий Иванович затронул проблемы создания эффективного образовательного контента по уровню сложности педагогического и технологического дизайна, начиная от обычных электронных документов, электронных версий печатных оригиналов, презентаций, многофункциональных электронных изданий, заканчивая интерактивными, мультимедийными электронными образовательными ресурсами, деловыми играми, компьютерными тренажерами и применением технологий дополненной реальности в проектировании образовательного контента.
Очень важным вопросом при использовании ЭО и ДОТ является качественная оценка результатов обучения. В связи с этим на примере Института открытого образования МГУП имени Ивана Федорова была рассмотрена технология сертификации качества аттестационных измерительных материалов. Дмитрий Иванович отдельно остановился на вопросе разработки контрольно-измерительной части (тестов), электронных образовательных ресурсов для аттестации персонала предприятий и рассказал об опыте подготовки Институтом входного тестирования (при приеме на работу или для объективной оценки знаний), аттестации территориально удаленного персонала предприятия на основе веб-тестирования, регулярной (плановой) аттестации персонала.
Текст: Сергей Миронов