Ректорский проект «Школа мастерства» уже дал путевку в профессиональную жизнь многим обучающимся, которые нашли и утвердились в своей специальности именно здесь. Больше половины ребят из Школы мастерства по урологии, выпустившихся в этом году, поступили в бюджетную ординатуру по урологии, хотя формально «школьное» прошлое не дает никаких преференций.
- Но наших выпускников сразу видно, - со сдержанной гордостью говорит руководитель Школы, доцент кафедры урологии лечебного факультета, руководитель отдела онкоурологии НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека Евгений Шпоть. - Им не приходится объяснять базовые вещи, они очень подкованы теоретически и обладают необходимыми практическими навыками. У нас в Школе есть несколько видов занятий. Для теоретических студенты готовят доклады (у каждого из них есть своя тема по определенной нозологии), потом мы вместе обсуждаем изложенную тему. Такая форма позволяет научиться, кроме прочего, правильно докладывать свой материал, потому что мы оцениваем не только научную часть, но и манеру подачи, степень подготовленности. По ходу занятия я даю свои комментарии, мы обсуждаем диагностические и лечебные IMG_6692.jpgмоменты. После того, как доклад представлен, я показываю из своего архива видео операций, о которых мы говорили. Но моя задача – дать им как можно больше практических навыков, поэтому вторая форма наших уроков – практическая.
На одном из таких занятий в клинике урологии имени Р.М. Фронштейна изучают катетеризацию. Руководитель объясняет важность манипуляции – рутинной, но необходимой: проведенная грубо или неправильно, она способна принести много вреда и боли пациенту. Он проводит процедуру сам на мужском и женском симуляционных тренажерах, попутно объясняя тонкости и нюансы процесса, условия выбора антисептика, лубриканта, катетера; подсказывает, как добиться стопроцентной стерильности, избежать возможных ошибок и что делать, если ошибка все-таки совершена. Теперь – очередь студентов: они делятся на группы и начинают практиковаться, добиваясь отточенности, автоматизма и абсолютной правильности действий.
- Обычно мы занимаемся в «Praxi Medica», нашем обучающем центре, где студенты практикуются на тренажерах – главным образом, эндоскопических и лапароскопических, учатся базовым навыкам владения инструментами – например, накладывать интракорпоральный шов и т.д., - без которых сегодня нельзя существовать в специальности, - рассказывает Евгений Валерьевич. - Самые талантливые и прилежные поощряются допуском на мою IMG_6717.jpgоперацию в качестве ассистента. Это третья форма занятия – посещение операций живой хирургии. Каждую неделю ребята получают мой операционный план и приходят на них. Во время операции я им показываю и объясняю свои действия, но ассистировать беру тех, кто ярко проявляет себя на занятиях. В рамках Школы я не ставлю акцент на курировании пациентов, написании истории болезни – они это проходят в рамках курса урологии на факультете, у нас главное – практика, что называется, набить руку. Для контроля умений есть объективные тесты – например, время выполнения таких манипуляций, - кроме того, я лично отслеживаю прогресс каждого ученика.
В группе сейчас 16 человек, это студенты 4-5-6 курсов, большинство из которых поступили в Школу в этом году. Итоги прошлого года показали, что программа обучения, созданная Евгением Шпотем для своей школы, полностью себя оправдала.
- Мы сохраняем схему подготовки, она нас устраивает. На факультете у студентов есть месячный цикл по урологии, но у нас часто возникает ситуация, когда у 4-курсников его еще не было, а 6-курсники его могли уже забыть. Мы очень подробно останавливаемся на каждой нозологической единице, иногда разбираем их на 2-3 занятиях, отдельно рассматривая диагностику, отдельно – лечение, особенно если это такие объемные темы как мочекаменная болезнь. На практических занятиях мы также посещаем кабинет ультразвуковой диагностики, чтобы студенты сами видели, как выглядят патологии на экране, смотрим пациентов, которые находятся в клинике.
Еще одна из форм работы – визит в операционный блок с уникальной роботической хирургической системой Da Vinci с двумя консолями.
- Все мои студенты посещали роботические операции, я разрешал им садиться за вторую консоль Da Vinci,чтобы вживую видеть, как проходит операция, потому что та картинка, которую дает обычный монитор, и трехмерное изображение консоли очень сильно отличаются. Кроме того, более четкая визуализация дает более полное представление об анатомии, и я стараюсь возвращать учеников к анатомическим ориентирам – сосудам, связкам, нервам – чтобы они четко представляли анатомию малого таза, забрюшинного пространства, и, конечно, на системе Da Vinci это лучше видно.
Занимаются в Школе мастерства по урологии и наукой, причем не отвлеченно, а с прицелом на будущее ребят.
- Стараемся помогать им уже сейчас начать научную работу, набрать материал, чтобы в ординатуру выпускники поступали уже со своей темой. Те «школьники», которые стали ординаторами в этом году, все имеют публикации в серьезных изданиях и продолжают темы, которые начали в Школе.
- Когда вы отбирали ребят в свою Школу, ориентировались только на их знания?
- Конечно, на первом этапе важны теоретические знания, практические мы потом отработаем. Однако в процессе обучения самым важным становится то, как студент посещает занятия: если интересно, он будет ходить на каждый урок, будет чаще попадать в операционную, будет готовиться и задавать вопросы. Тех, кто не пойдет в урологию, сразу видно, и таких я стараюсь отсеивать. Это для них тоже полезный опыт: лучше сразу понять, является ли эта специальность – твоим выбором на всю жизнь.
Светлана Архипова