Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Уроки управления: интервью директора ВШУЗ «Медицинской газете»

Высшая школа управления здравоохранением в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова еще год назад только отбирала лучших преподавателей, чтобы приступить к разработке новых, современных форматов обучения. Сегодня это солидное подразделение Первого меда закончили уже сотни специалистов. 

Организаторов здравоохранения готовят в нашей стране и другие вузы. Но почему так получается, что назначенные главные врачи очень часто оказываются не готовыми к руководящей работе. Изменить положение дел может комплексная подготовка.Она должна начинаться со студенческой скамьи, идти в интернатуре, ординатуре, аспирантуре в медицинском вузе, продолжаясь на этапах дополнительного непрерывного медицинского образования.О квалификации специалистов, которым предстоит управлять российским здравоохранением, беседа корреспондента «МГ» Алексея Папырина с директором Высшей школы управления здравоохранением Первого меда, доктором медицинских наук, профессором, Заслуженным врачом Российской Федерации, Лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, известным руководителем здравоохранения федерального и регионального уровней Русланом ХАЛЬФИНЫМ. 

- Руслан Альбертович, Вы возглавляете Высшую школу управления здравоохранением. Что это за новое подразделение Первого меда? И почему оно создано? 

- В университете им. И.М. Сеченова еще год назад существовало 7 кафедр организационного профиля. Ректор, член-корреспондент РАН Пётр Глыбочко решил объединить усилия пяти из них. По сути, был создан учебный центр для организаторов здравоохранения. Название его предложил сам ректор. Мы стали учить магистров, интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей на всем образовательном пространстве (то есть по программам высшего профессионального и дополнительного образования). Здесь же задействованы серьезные программы переподготовки специалистов, которые читаются 500 с лишним часов. Конечно, организованы и сертификационные циклы, в том числе и выездные. Сейчас завершается образовательный цикл в Чечне. Наши преподаватели проводят занятия в Калуге. Другие сотрудники недавно приехали из Ярославля, где обучали заместителей главных врачей по экономике. Еще немного о географии нашей деятельности – сейчас проходят занятия в московских группах, которые в несколько потоков обучаются в главном здании Высшей школы. 

На переподготовку и усовершенствование к нам направляют органы управления здравоохранением. А вот ординаторов и аспирантов мы отбираем самостоятельно и очень тщательно. Обязательно смотрим мотивацию, уровень подготовки будущих организаторов. Стараемся, чтобы занятия проходили интересно. Для этого помимо классических лекций, используются деловые игры, создаются всевозможные квесты. То есть кроме экзамена, выпускники проходят тестирование, отрабатывают практические навыки с помощью деловой игры. К примеру, мы им даем параметры условной городской больницы и ставим перед ними задачу – написать за несколько недель программу ее модернизации. Потом проходит защита. Преподаватели «изображают» из себя представителей органов управления здравоохранением. Курсанты в качестве экспертов должны нам доказать, что подготовили стоящий проект, подкрепив свои слова конкретным медико-экономическим анализом и аргументами. В итоге получается интересная работа, которая обязательно пригодится организаторам в будущей карьере. Обратите внимание, на моем столе лежат работы с экспертными заключениями. Многие из них - очень интересные. 

– В одном из интервью вы сказали: «Мы обучаем только тому, что хорошо умеем делать сами!». Кто они, преподаватели Высшей школы управления здравоохранением? 

- Это, действительно, так. Мы привлекаем для обучения людей состоявшихся. Когда человек, «оттрубивший» всю жизнь преподавателем, начинает рассказывать молодым ребятам, как им стать успешными менеджерами…. Это часто производит обратное впечатление. Согласитесь, что слова бывшего директора банка или заместителя министра здравоохранения все-таки более убедительно показывают, как работает система управления. 

В Высшей школе управления здравоохранением трудятся организаторы здравоохранения, эпидемиологи, специалисты по медицинской профилактике, по доказательной медицине, экономисты, юристы, менеджеры, управленцы. Еще можно назвать специалистов посовременным ИТ в здравоохранении, социологов, есть даже доктор политических наук. Последний читает лекции, связанные с глобальным здравоохранением. В нашей команде трое сотрудников из Минздрава России и один из Минздрава Московской области. Две трети преподавателей школы являются профессорами и докторами наук, остальные – кандидаты. 

Для удобства слушателей часть лекций читаем дистанционно. Поэтому курсанты работают с Единым образовательным порталом Университета Я бы выразился так: наша команда –«интегративная». Она может преподавать и организацию здравоохранения и общественное здоровье, и менеджмент, и медицинскую статистику. 

Наверное, определенным индикатором уровня является и тот факт, что совсем недавно по заданию Минздрава России мы проучили 235 заместителей главных врачей по экономическим вопросам из 5 территорий на специальных курсах. Все участвующие в проекте регионы остались довольны нашей работой. 

– Как вы оцениваете качество медицинского образования в России? Разделяете точку зрения вице-мэра Москвы Леонида Печатникова, что оно упало «ниже плинтуса»? 

- Не угадали. Некоторые ругают нашу молодежь, в том числе и выпускников медицинских вузов, а я вот похвалю. Да, разные бывают студенты, в том числе, извините за выражение, откровенные балбесы. Но такие – исключение, а не правило. В качестве примера приведу 12 ординаторов, которые проходят обучение в нашей школе. 

Да, мы готовим поштучно. Но все они хотят учиться, у них уникальные способности, двое из них кстати пришли к нам после окончания МГУ.Школа их трудоустраивает, поскольку уверена в уровне подготовки каждого из них. Есть один принцип, который мы проповедуем, который трудно в нашей стране дается - это партнерство. Большинство преподавателей привыкли смотреть на студентов сверху вниз: я учитель – ты ученик. И от этих подходов очень трудно отойти. Когда все строится на другом посыле, что преподаватели, интерны, ординаторы, аспиранты являются партнерами, не всем это нравится. Но мы не отступаем от этого принципа. Стараемся работать одной командой единомышленников. Это дает совсем другие результаты. 

Маленькая деталь, но характерная. Буквально на днях к нам привезли новую компьютерную технику. Все ординаторы у нас прекрасно разбираются в ИТ. И они посчитали своей обязанностью прийти в субботу и в воскресенье и безвозмездно помочь школе установить оборудование. 

– Как говорится в буклете, рассказывающем о Высшей школе управления здравоохранением, ВШУЗ является субрегиональной обучающей площадкой Всемирной организации здравоохранения. Расскажите немного об этом направлении работы… 

- Да, у нас создана субрегиональная обучающая площадка для стран Центральной Азии и Восточной Европы. В прошлом году провели первый Московский учебный курс для политиковздравоохаренения стран Центральной Азии и Восточной Европы. Среди 23 курсантов были представители9 стран (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Казахстан, Белоруссия, Туркментистан, Россия и Молдова). Обучение вели как наши сотрудники, так и преподаватели, которых направила ВОЗ. Должен сказать, что практически половина преподавателей школы говорит и преподает на английском языке. Поэтому курс можно было прослушать как на русском, так и на английском языках. 10 декабря 2015 г. ВШУЗ получила статус Сотрудничающего центра ВОЗ по данному вопросу. 

В 2016 г. на базе школы планируется проведение второго Московского учебного курса по профилактике неинфекционных заболеваний для стран Центральной Азии и Восточной Европы. 

- Как вы считаете организация здравоохранения – это наука или что-то из советского прошлого? 

- Организация здравоохранения и общественное здоровье – сложная наука, как это ни странно звучит для современных менеджеров. И обучать ей надо со студенческой скамьи, как я уже говорил, продолжая обучение этой тяжелой специализации в ординатуре и в системе непрерывного медицинского образования. Слава Богу, в новом образовательном стандарте 72 часа отведено обучению клинических ординаторов нашей специальности. В прошлом году через нас прошли 450 чел. Часть из них приходили на занятия как на что-то второстепенное.В их планах стать большими хирургами, гинекологами, а здесь их заставляют учить основы охраны здоровья, статистики, общественного здоровья.Но негативное отношение менялось на очень заинтересованное, когда преподаватели рассказывали им об организации здравоохранения.Уверен, что у части из них мы заронили желание стать клиницистами-управленцами. 

- Руслан Альбертович, вы не так давно написали книгу «42 года в отрасли: записки заместителя Министра». Что подвигло вас сесть за письменный стол и поделиться с читателями своими воспоминаниями? 

- Сегодня я уже 46 лет в отрасли. Мое хобби – работа. Я всю жизнь трудился на разных медицинских должностях. Никогда не отказывался ни от какой работы, не взирая на то, означала ли она для меня повышение или понижение по служебной лестнице. Моя профессия познакомила меня с разными людьми, происходили и различные истории, связанные со здравоохранением. И вот через призму участника процесса развития российской медицины попытался оценить победы и неудачи тех лет. Не раз слышал от ординаторов и аспирантов, что ответы на ряд вопросов они нашли именно в этой книге. 

Источник: «Медицинская газета». 
вуз: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?