20 января в Русском центре Института Пушкина состоялся вебинар на тему «Интернет-среда в обучении РКИ: особенности использования Рунета как инструмента компенсации отсутствия языковой среды», организованный управлением инновационной деятельности и непрерывного образования Института Пушкина. Тема вебинара, предложенная коллегами из Российского центра науки и культуры в Варшаве, вызвала большой интерес русистов: в нем приняли участие более 80 преподавателей из Азербайджана, Греции, Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Польши, Словакии, России, Турции, Украины, Франции. Вебинар открыл цикл еженедельных онлайн-семинаров, подготовленных сотрудниками Института Пушкина для преподавателей РКИ в России и за рубежом.
Профессор кафедры методики РКИ, доктор педагогических наук Эльхан Гейдарович Азимов рассказал об особенностях русского языка в Интернете, дистанционных курсах, МООК, электронных учебниках русского языка. Эльхан Гейдарович отметил, что в сети все время появляются новые ресурсы, и, прежде всего, необходимо научить преподавателей разбираться в них. Он выделил несколько типов ресурсов: специальные (порталы, сайты), рассчитанные на преподавателей русского языка (такие как Gramota.ru, Gramma.ru и т.д.); дистанционные образовательные ресурсы (более 50), рассчитанные на разные группы учащихся (среди них - портал «Образование на русском», интернет-страницы факультета повышения квалификации РУДН и Центра международного образования МГУ); веб-приложения к учебникам, которые позволяют постоянно развивать и дополнять материалы; электронные словари (например, ABBYY Lingvo). Эльхан Гейдарович подчеркнул, что проект Института Пушкина - портал «Образование на русском» - создал электронно-образовательную среду, которая обеспечивает самостоятельное изучение языка и повышение квалификации преподавателей русского языка.
Из последних новинок в области информационно-коммуникационных технологий Эльхан Гейдарович выделил массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые ставят задачу создание виртуальных учебных заведений. Первые открытые курсы появились в ведущих западных университетах, которые позволяли приобщиться к лекциям, практическим занятиям слушателям из разных уголков мира. Российские вузы (МГУ, СПбГУ, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина) также недавно стали создавать свои курсы по русскому языку, провайдерами которых стали проекты Coursera, Универсариум.
Ведущий специалист управления инновационной деятельности и непрерывного образования Александр Владимирович Романтовский познакомил участников вебинара с особенностями языка социальной сети как современной информационно-коммуникационной среды на примере «Вконтакте» и новой профессиональной сети Института Пушкина «Русский клуб», охарактеризовал сообщества и группы как источник языкового материала и коммуникационную площадку, а также представил примеры использования ресурсов социальной сети в обучении РКИ. Александр Владимирович отметил, что социальные сети могут служить компенсатором отсутствия языковой среды, поскольку пользователь познает, осмысляет виртуальный мир социальной сети с помощью русского языка. Язык в социальной сети – это не средство общения, а та знаковая материя, из которой соткана виртуальная личность пользователя. Он рассказал о языковом портрете пользователя по гендерному аспекту: например, экспрессивные лексемы и синтаксические конструкции, использование сложных предложений, вводные конструкции, гиперкорректное употребление знаков препинания (дублирование знаков, чтобы подчеркнуть смысл или заострить эмоциональность), смешение морфем из разных языков, зачеркивание слов и т.д. характеризует пользователей женского пола. Нейтральная лексика, прецедентные феномены, преобладание инфинитива, отрывочное перечисление, иностранная лексика характерны для мужского коммуникативного поведения.