Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

«Россия ищет таланты»: вопросы подготовки молодых кадров обсудили на Гайдаровском форуме – 2016

В рамках молодежной программы Гайдаровского форума 15 января состоялась экспертная дискуссия «Россия ищет таланты: создаем конкурентоспособность будущего сегодня». Участниками мероприятия стали представители ведущих компаний, органов государственной власти и сферы образования, а также финалисты Молодежной кадровой платформы «Устойчивое будущее России». Модераторами выступили проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин и член правления ГК АКИГ, управляющий директор МКП «Устойчивое будущее России» Алексей Шипов.

В ходе дискуссии были озвучены итоги собственного исследования ГК АКИГ, проведенного в 2015 г. среди лидирующих работодателей и вузов страны, а также студентов и молодых специалистов. В опросе приняли участие более 40 крупнейших российских компаний, более 20 ведущих вузов и более 500 представителей молодежи из 47 регионов России.

Согласно данным исследования, с точки зрения многих работодателей, ощущается нехватка молодых кадров. Таким образом, молодежный рынок труда – это рынок соискателя, который имеет возможность выбирать работодателя и условия трудоустройства. Результаты опроса молодежи, тем не менее, показывают, что многие молодые специалисты не могут найти работу в течение трех месяцев и более. Данные, полученные от ведущих вузов, показали, что более 75% выпускников устраиваются в первый год после выпуска, при этом преобладающее большинство – по специальности.

Следующий аспект исследования касается набора компетенций, необходимых для успешного трудоустройства соискателя, с точки зрения работодателей, вузов и молодежи. Опрос показал, что первое место, по мнению работодателей, занимает работа в команде. Интересно, что три ведущие компетенции, которые должны присутствовать у соискателя, не связаны с профессиональными качествами. Немного другое мнение у вузов и самой молодежи – самыми важными для успешного трудоустройства они считают профессиональные знания и навыки.

«Когда мы выстраиваем свою систему отбора, мы ориентируемся в большей степени на индикаторы, которые предсказывают потенциал, нежели оценивают текущий уровень развития навыков. Кроме того, одним из ключевых критериев, который мы вложили в систему оценки и отбора выпускников, стала осознанность и осмысленность выбора профессии», – поделилась вице-президент по персоналу UnileverНадежда Рябова.

По мнению управляющего партнера компании EY в России Александра Ивлева, важно, что большое внимание стали уделять развитию знаний, необходимых для работы в бизнесе. «Когда я пришел на работу в бизнес, понял, что мне не хватает определенных навыков, которым нас не учили в институте, так называемые softskills. Качества, позволяющие человеку эффективно работать в команде, экспериментировать, нести ответственность за принимаемые решения и прочее. И мне очень приятно, что сегодня программы в вузах, качество образования и стиль работы с молодежью очень сильно изменились», – подчеркнул Александр Ивлев.

Продолжая тему востребованных компетенций, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что новые реалии требуют изменения подхода к образованию и развитию социальных и профессиональных навыков. «Разница в подходе существенная: вчерашний коллектив – это мастер и бригада, которая выполняет поручения, сегодняшняя команда – это индивидуальности, которые дополняют друг друга, лидеры, объединяющие усилия для достижения общей цели», – пояснил заместитель министра. Он также добавил, что одним из лучших механизмов комплексного развития компетенций, которые сформировались за последнее время, является Молодежная кадровая платформа «Устойчивое будущее России».

Вопрос взаимодействия работодателей и высших учебных заведений стал одним из важных направлений дискуссии ввиду присутствия на мероприятиях большого числа представителей вузов, сотрудничающих с компаниями в вопросах подготовки молодежи. Какие успешные практики взаимодействия существуют сегодня, что нужно студентам и выпускникам вузов для успешного трудоустройства? Работодатели отдают преимущество тем молодым кандидатам, которые имеют хоть какой-то практический опыт работы на реальных предприятиях. Это также хорошо понимают и вузы, и молодежь.

Об опыте кооперации с бизнесом рассказал Леонид Брагин, первый проректор РЭУ им. Г. В. Плеханова: «В отношении студентов у нас есть практика трудоустройства на базе вуза, в рамках совместных программ с бизнес-компаниями. Это позволяет избежать сильного отрыва студентов от образовательного процесса».

Даниил Сандлер, проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ, поддержал диалог: «Университеты сами не дают профобразования, они дают его в содружестве с работодателем. Это уже зафиксировано стандартами. И оценивать его нужно также в содружестве с работодателями».

Последним вопросом повестки стало обсуждение лучших практик привлечения и удержания молодых талантов. Согласно опросу бизнеса и вузов, главным каналом привлечения молодежи являются традиционные дни карьеры, однако молодые соискатели не разделяют эту позицию. Касательно инструментов удержания молодых специалистов мнения респондентов также разошлись. Работодатели на первые места поставили такие факторы, как возможности карьерного и горизонтального роста, профессиональную поддержку. Вузы же солидарны с молодежью: главный фактор – финансовая мотивация.

«Говоря о факторах удержания на госслужбе, ее привлекательность определяется, прежде всего, стабильностью. А с учетом кризисной ситуации можно прогнозировать, что в сфере госуправления люди будут стараться оставаться в зоне стабильности», – отметил проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин.

Свою точку зрения на отличие мотивационных факторов в бизнесе и госсекторе высказал директор Департамента стратегического развития Минэкономразвития РФ Вячеслав Федорищев: «В системе госуправления важны, прежде всего, социальная ориентация и эмоциональность. Это должны быть люди, для которых зарплаты не имеют первостепенного значения, которые готовы жертвовать своим временем для профессионального роста».

Таким образом, экспертная дискуссия ярко продемонстрировала существование определенного разрыва между взглядами на трудоустройство молодежи у работодателей и вузов и выявила ряд вопросов, которые требуют комплексного обсуждения обеих сторон. По итогам мероприятия участники выразили готовность к продолжению диалога для формирования максимально качественной подготовки молодежи и ее интеграции на рынок труда.

вуз: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?