10 марта главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов провел первую лекцию для студентов Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС. Лекция прошла в здании Академии на Пречистенской набережной, где занимаются студенты творческих специальностей, в частности направления «Дизайн».
Сергей Кузнецов отметил, что не стал бы называть встречу лекцией, так как он не планировал передавать академические знания, а приехал рассказать студентам о своем опыте. «Знакомство с архитектурой необходимо каждому, кто сейчас получает высшее образование, эта та область, которая определяет мировоззрение современного горожанина», – уверен Сергей Кузнецов.
В начале своего выступления главный архитектор столицы говорил о структуре правительства Москвы, о том, кто принимает те или иные градостроительные решения, о полномочиях главного архитектора. Сергей Кузнецов рассказал о своем профессиональном пути: его карьера стартовала еще на последнем курсе МАРХИ, и спустя несколько лет в содружестве с Сергеем Чобаном он создал ведущее архитектурное бюро страны, которое он возглавлял вплоть до 2012 г. Сергей Кузнецов представил студентам свои реализованные объекты, которые можно увидеть в Москве, Сочи и других городах России.
Затем архитектор обратился к главному предмету разговора: о дальнейших тенденциях развития Москвы. Сергей Кузнецов привел в качестве примера генпланы 1935 и 1960 гг., рассказал о том, какие задачи приходилось решать тогда и чем они отличаются от вызовов сегодняшнего дня.
11 03 2016 moskva reka1«Москва – это уникальный город, – уверен Сергей Кузнецов. – Больше нигде в Европе нельзя встретить такое многообразие среды. Большинство городов организовано по принципу “исторический центр – современные окраины”, тогда как у нашей столицы совершенно ни на что не похожая, своя собственная структура». Именно поэтому сегодня перед градостроителями стоит очень сложная творческая задача: не выстраивать заново город, а делать его комфортным, адаптированным для людей. Сергей Кузнецов также отметил, что видит свою миссию в благоустройстве и развитии городской среды, так как понятие архитектуры не ограничивается обликом отдельно стоящих зданий.
Именно городская среда была несправедливо исключена из генпланов 1960-х гг., что вызвало появление безликих районов типовой застройки, расположенных между МКАД и Третьим транспортным кольцом, которые принято называть «панельным бубликом». Сегодня архитекторам приходится исправлять ошибки своих предшественников: благоустраивать общественные зоны и разнообразить типовые бетонные проекты минимальными средствами: например, добавлять яркие цветные элементы. Новые районы, которые появляются на периферии, уже спроектированы с учетом всех запросов: в проект включены прогулочные зоны, а сами дома сделаны так, чтобы их можно было отличить друг от друга, чтобы не возникало эффекта «дежавю». В качестве удачного примера Сергей Кузнецов привел проект «Микрогород в лесу», реализованный на северо-западе столицы.
11 03 2016 naberejnaya1На сегодняшний день в работе у правительства Москвы находится множество проектов, многие из них связаны не со строительством новых объектов, а с модернизацией старых. Например, успех Воробьевской и Андреевской набережных привел к запуску проекта «Москва-река», в рамках которого будет проведено благоустройство набережных, в том числе находящихся не в центре Москвы. Кроме того, в ближайшее время будет восстановлена деятельность кинотеатров, расположенных в спальных районах столицы. «В Москве проживает 15 млн человек, из них в центре – только 600 тыс., – привел статистику Сергей Кузнецов. – Нам надо сделать так, чтобы районы, в которых проживает подавляющее большинство граждан, стали комфортными для жизни». Кроме того, градостроители отошли от типовых решений при строительстве школ и детских садов, и с каждым днем в Москве становится все больше новых построек по оригинальным проектам.
В завершение встречи Сергей Кузнецов рассказал об издательских проектах Архсовета Москвы и посоветовал студентам, какие книги им следует прочитать, чтобы получить необходимый минимум знаний по урбанистике. «Развитие города – это живой процесс, в котором может и должен принимать участие каждый, кто живет здесь», – заключил главный архитектор Москвы.