После страшной трагедии в Карелии многие задают себе вопрос: кто готовит вожатых для детских лагерей? И где их учат правилам поведения в экстремальных ситуациях? Какие направления программы обучения этой категории специалистов нуждаются в особо тщательной проработке? Помочь разобраться в этих вопросах корреспондент РИА Новости попросил доктора психологических наук, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александра Савенкова.
– Александр Ильич, после того, как 14 детей не вернулись с прогулки по озеру Сямозеро в Карелии, три российских лагеря представлены главами регионов к закрытию, семь признаны нелегальными, разработана целая программа усиления контроля в этой сфере. Станет ли безопаснее детская жизнь?
– Хотелось бы, чтобы случилось именно так. Беспокоит, однако, не обернется ли волна оправданных проверок оздоровительных учреждений отменой тех традиций и сторон их деятельности, которые и делают их детскими. Дети устроены так, что любят танцевать на дискотеке до упаду, встречать рассвет, кататься на велосипедах, удить рыбу, изучать природу "на натуре". Особенно городские дети, для которых все это в диковинку. Многие (даже вожатые!) порой не знают, что такое спички, компас, не умеют уложить рюкзак. Уровень этих компетенций на нуле. Талантливые педагоги, понимая это, идут навстречу детской жажде приключений и романтики. Проще всего ударить этих педагогов по рукам, задушить проверками, запретить походы и костры. Что остается в этом случае на долю подростков: строем в столовую, строем на прогулку? Правила безопасности неукоснительны, но необходимость следования им не должна оправдывать элементарную и откровенную скуку в детских оздоровительных учреждениях.
– А как сделать летнюю жизнь ребенка интересной? Учат ли этому в педагогическом университете?
– Вплоть до 1989 года учебные программы профильных вузов предусматривали обязательную после второго курса вожатскую практику будущих учителей. Это был самый что ни на есть педагогический из всех видов стажировки. Одно дело студент провел серию уроков в школе, и совсем другое, когда на месяц он стал для детей папой, мамой, старшим братом или сестрой. Вот где был настоящий тест на профпригодность.
В девяностые годы эта традиция прервалась. Право решать, нужна ли летняя практика, предоставили педагогическим университетам. В результате многие педагогические вузы ее стали исключать из учебных планов. Затем, при принятии ФГОС педагогического и психолого-педагогического образования третьего поколения, эту практику постарались централизованно восстановить. Несколько лет назад требование о проведении вожатской практики студентов педагогических университетов в качестве обязательной, незаметно исчезло из текста Федерального государственного образовательного стандарта по направлению "Педагогическое образование" и "Психолого-педагогическое образование". Вот и получается, что с детьми работают студенты технических вузов, инженеры, работники предприятий, организующих лагеря. Раньше костяк вожатых составляли будущие педагоги, теперь же нередко это делают те, кого обучили профессии вожатого за две-три недели на краткосрочных курсах. Системность в этой работе утрачена, подготовка вожатых в значительной мере пущена на самотек. Ей занимаются частные курсы или школы, поскольку в педагогических университетах это никому теперь не интересно.
– В числе немногих вузов, где подготовка вожатых уже многие годы числится в расписании занятий, остается МГПУ. Как поставлена эта работа?
– В Институте педагогики и психологии образования МГПУ подготовка вожатых остается одним из приоритетных направлений работы. В образовательный процесс бакалавриата включен специальный теоретический курс, продолжением которого является обязательная производственная практика в летних оздоровительных лагерях. Кроме того, для всех желающих, студентов МГПУ и других образовательных организаций открыта "Школа вожатых". Мы учим, как спланировать смену, провести коллективное творческое дело, развить у ребят лидерские, коммуникативные компетенции, социальный и эмоциональный интеллект. Увы, готовить вожатых к экстремальным ситуациям пока не получается. Но необходимость в этом есть.
Наши педагогические отряды работают в том числе и в подмосковных детских лагерях "Ока", "Купавна" и др. Мы считаем этот опыт принципиально важным для становления профессиональной идентичности будущего педагога. В этому году на конкурсе педагогических отрядов в Международном детском центре "Артек" студенты МГПУ заняли второе место. Вместе с детскими центрами "Орленок" и "Океан" мы считаем возрождающийся "Артек" одной из трех негласных столиц педагогического творчества, поддерживаем с ним самую тесную связь. Очень ценим методики, у истоков которых стояли известные педагоги Игорь Иванов, Олег Газман, Анатолий Мудрик, пропуская через сито этих старых добрых технологий своих студентов.