Дорогие друзья, коллеги,
В первую очередь я обращаюсь к нашим первокурсникам и поздравляю их с установленным государством всенародным праздником нашей страны – Днем Знаний. Мы привыкли к тому, что это, в первую очередь, день первоклассника. Но, конечно, это и день студентов, приходящих в бакалавриат, магистратуру, аспирантов и докторантов, начинающих новый этап своего учения. В не меньшей степени – это праздник тех, кто уже учится. Но мы знаем, что человек учится всю жизнь. Поэтому это действительно – всенародный праздник.
Девиз нашего университета: Docemus discere, docemus docere, discimus (читается: ДокЕмус дИскерэ, докЕмус докЕрэ, дИскимус) – «Учим учиться, учим учить, учимся». И мы начинаем с «учим учиться». Это – первая наша миссия по отношению к учащимся в Университете. Ян Амос Коменский – учитель народов начал строить Матетику – науку, искусство, технологию учения. Многие его достижения человечество развивало в последующие столетия, но понятие и слово «матетика» были надолго забыты. Сегодня мы возвращаемся к матетике, как к ключевому элементу образования, особенно важному для будущего учителя. Учитель должен постоянно учиться и знакомить своих учеников с тем, как он учиться, вовлекать их в процесс совместного учения. То же верно, и в еще большей степени к Вашим преподавателям, мы учимся – discimus.
Вернемся ко «Дню знаний». О чем собственно идет речь? О каком знании мы говорим сегодня? Какое знание нужно человеку? Мы имеем в виду не только знание, как некоторую сумму сведений, которую нам «преподали». Мы имеем в виду все наше состояние ума, возникшее в результате учения, а под учением понимаем самые разные процессы, в которые мы вовлечены: «учение во всей жизни». Возникает вопрос: как же проявляется результат учения – знания? Он проявляется в наших действиях, где «действие» тоже понимается максимально широко, в него включается и суждение, оценка, принятие решения.
Конфуция сказал: Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Может ли нам в действии помочь «сумма сведений»? Безусловно, может. Нужно ли всю эту сумму сведений держать в голове? Сегодня это еще менее очевидно, чем 100, или даже 5 лет назад. За самыми разными сведениями мы все чаще обращаемся к интернету, точно также, как и 40 лет назад, все, кому надо что-то считать, стали использовать калькуляторы, а 25 лет назад, все, кому надо что-то писать (как и сводить баланс), стали использовать компьютеры. Сегодня мы живем в «Обществе знания», частью которого является «Экономика знания». И это общество невозможно без компьютера, без того, чтобы человек действуя, не использовал компьютер и интернет. Более того, как нам объяснил наш профессор Лев Семенович Выготский в 1931 году, человек в современном обществе думает, общается и учится иначе, чем в обществе с информационными технологиями предыдущих поколений. Поэтому и учеба в нашем Университете сегодня невозможна без информационных технологий.
Анализируя вместе со студентом ход его учения, мы, прежде всего, интересуемся его деятельностью, которую он сам фиксирует средствами ИКТ, тем, как он в этой деятельности добывает и использует знания.
Мое внимание к Матетике Коменского привлек Симор Паперт – замечательный математик, крупнейшая фигура образования XX-XXI века. Профессор Паперт, ушедший от нас 30 июля этого года, объединил множество деятелей образования разных стран системой взглядов, называемой конструкционизм, восходящей к Выготскому, Пиаже, а во многом – и к Коменскому. Человек учится, создает что-то в своем сознании лучше всего, создавая что-то важное для себя и для других в окружающем мире и взаимодействуя с другими людьми. И в процессе учения сегодня ключевую роль играет информационная технология. Это – сверхкраткое изложение взгляда Паперта, оказавшегося столь существенным для развития образования в мире.
С Днем знания всех!
Ректор. А. Семенов