Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Первый проректор Владимир Тимонин дал интервью газете «Инженер транспорта»

Интервью с Владимиром Тимониным должно было выйти в начале 2020 года. Но тогда, в марте, номер «ИТ» так и не увидел свет из-за пандемии. 12 октября приказом ректора Владимир Сергеевич был назначен первым проректором Российского университета транспорта. Лучшего повода «снять галстук» в нашей рубрике не придумаешь.
– Владимир Сергеевич, до прихода в транспортный университет Вы долгое время проработали в Московском Политехе, затем трудились в Министерстве образования. Расскажите о том, с чего начался Ваш профессиональный путь.
– Основная часть моей жизни так или иначе связана с образованием. В начале 2000-х я начал преподавать в МАМИ (Политехом он стал чуть позже, но это отдельная история), параллельно начал работать в международном отделе университета. В какой-то момент я понял, что развивать международную деятельность университета, при этом не перестроив ядро вуза, бессмысленно. Если университет не находится в глобальной повестке по своим задачам и логике развития, то международные связи – просто бантик над архаичной конструкцией. Одновременно с этим в МАМИ пришел молодой ректор, который собрал вокруг себя команду, и мы вместе начали проектировать будущее вуза.
За 12 лет я прошел путь от переводчика международного отдела, преподавателя до проректора по развитию. В моем блоке также была международная функция и функция по взаимодействию с корпоративным сектором. Это, наверное, процентов 20 от того, чем я сегодня занимаюсь в РУТ. И по масштабу, и по глубине задачи здесь всё гораздо серьезнее.
– Какие главные отличия службы в Министерстве образования от работы в университете? Чему научил Вас этот опыт?
– Служба в Министерстве – это совсем другой мир. Одно дело, когда ты занимаешься управлением организацией, пусть даже и крупной. Другое – когда в твоих руках инструменты нормативного управления высшим образованием в стране. Уровень ответственности больше в разы. И если в МАМИ мы часто могли позволить себе рисковать и экспериментировать, то на федеральном уровне ты четко понимаешь, что опасные эксперименты можно проводить, только много раз обдумав и обсудив с широким кругом людей.
Это сильно изменило меня: думаю, я стал более вдумчивым и ответственным, стал больше анализировать последствия. Ты как бы балансируешь между риском и ответственностью, между необходимостью что-то менять и ощущением того, что любые изменения в госполитике могут привести к необратимым последствиям.
Очевидно, у РУТ есть потребность в модернизации и трансформации некоторых узлов большой машины, но в то же время я понимаю, что отчаянно экспериментировать, как мы иногда делали это в МАМИ, здесь нельзя. Тут как в медицине: какие-то проблемы требуют длительного консервативного лечения, другие – тонкого хирургического вмешательства. Что-то вообще лучше не трогать. Служба в министерстве научила меня смотреть на картинку целиком: не только держать в голове красивый образ будущего, но и одновременно сохранять ощущение реальности. Это очень тонкий баланс.
– Минутка лирики. Что из своего студенчества вспоминаете с теплотой?
– В студенчестве меньше думаешь о материальных вещах, больше ценишь человеческие отношения. Много историй, когда, выбирая между выгодой и человеческими отношениями, выбираешь второе. Все было проще – от этих воспоминаний на душе тепло.
Спустя годы понимаешь, что в вузе важны не только компетенции твоего преподавателя, но и его человеческие качества, как он создает атмосферу, в которой ты растешь. А вообще, образование – это лифт. Заходишь в него, двери закрываются, и ты можешь приехать на сотый этаж, можешь на второй, можешь по ошибке спуститься в подвал – все зависит от того, как ты готов принять образование. И сейчас, оглядываясь назад, понимаю, как много мне дали люди: преподаватели, однокурсники. Правда, с одногруппниками после выпуска встречаемся очень редко.
– Каких возможностей по сравнению с современным студентом РУТ не было у Вас?
– Здесь, как мне кажется, более насыщенная студенческая жизнь. В вузе, в котором я учился, тоже был КВН и студенческое творчество, но сегодня в РУТ это развивается очень динамично. И вообще, МИИТ всегда славился мощным студенческим движением. Мне, например, очень нравятся студотряды. Если бы сейчас был студентом, то обязательно бы участвовал.
– Вернемся в год 2020-й. Что изменилось после назначения Вас первым проректором?
– Функционал. Он изменился примерно на 90 процентов. К тому, что было (подразделения, связанные с международной деятельностью, информатизацией, PR/GR, ДПО, стратегией – Прим. ред.), добавился основной процесс - образовательная деятельность: институты, академии, кафедры, центры и управления, связанные с обеспечением образовательной работы и аккредитацией, гимназия и колледжи. Появилось новое управление по развитию профессионального образования.
С одной стороны, очень удобно, когда в одних руках находится образовательный процесс и его неотъемлемая часть – цифровизация, когда в тех же руках находится программа развития университета. Тогда в большом процессе планирования и стратегирования нет швов – любой процесс проходит быстрее и более безболезненно.
– Большой функционал. Считаете себя властным человеком?
– Скажем так, вокруг власти много иллюзий. Но настоящая власть – это не «соболиная шапка» и «кресло руководителя», а способность объединять людей для достижения целей. Если ты не умеешь этого делать – какую бы должность ты не занимал, никакой власти у тебя на самом деле нет.
– Как справляетесь с таким количеством задач?
– Никаких экстраординарных методов администрирования я не использую. Планирование, организация, мотивация, контроль. Основной секрет – команда, а это всегда разные, часто «перпендикулярно мыслящие» люди, но надо дать возможность раскрыться каждому. Конечно, работы очень много, но мне это нравится. Считаю, что для человека, как и для машины, самое страшное – это не большая нагрузка, а застой.
– Какие планы Вы в первую очередь ставите перед своей командой?
– Сложно ответить на этот вопрос, чтобы быть понятым всеми. Скажем так: есть задачи, которые ставит перед нами учредитель, – Минтранс России. Есть задачи, которые ставит перед нами жизнь: меняющаяся повестка в сфере образования и транспорта. Есть задачи, которые ставим перед собой мы сами, как команда, которая хочет создать некую ценность и оставить след. Когда все эти задачи замыкаются – система начинает работать.
Сейчас именно та счастливая случайность, когда все факторы совпали. Наш вуз – часть большой российской экосистемы образования, где главной повесткой, на мой взгляд, является повестка развития. И вот здесь начинаются вопросы: а что такое развитие для университета? Новое оборудование? Новые здания? Или новая модель, когда переосмысляются базовые принципы образования, методы работы с человеком?
– Так что это?
– Есть разные понимания, в какую сторону должен развиваться университет. Надо, разумеется, учитывать все позиции. Но есть две очевидные вещи, которые не зависят от «вкуса» лиц, принимающих решения. Первое: университету уже более 120 лет, и любые революции здесь опасны. Наша задача – выделить зоны развития и постепенно трансформировать университет. Второе: мы (я имею в виду своё поколение) стали свидетелями тектонических сдвигов, повлиявших на всю цивилизацию – массовому внедрению «цифры», мобильных технологий. Это очень сложно объяснить молодым людям, которые родились и живут в цифровом мире, которые могут получить любую информацию, не вставая с дивана. Но мир был совсем другим ещё 20 лет назад. И делать вид, что в мире, где информация абсолютна доступна для каждого, образование может оставаться прежним – абсурдно. Университет (не наш, а вообще) потерял монополию на знание. В центре университета должно быть положено нечто иное. Но это тема для отдельного интервью (улыбается).
– Уже есть план трансформации, о которой Вы говорите?
– Самое смешное, что я когда-либо видел – это планы трансформации, в разных организациях, и даже государствах. Жизнь меняет любые планы до неузнаваемости. Решающее значение имеет скорей четкое понимание, чего ты хочешь, и готовность идти до конца. Сейчас есть смысл говорить о принципах, тем более у нас интервью «без галстука». Этих принципов не так много: образование через деятельность, в фокусе – то, как человек мыслит, акцент на мотивацию.
– В чем кроется секрет успешной трансформации в данном случае?
– В правильно организованной коллективной работе. Это должна быть общая работа, когда люди преодолевают границы кафедры, института, границы внутри собственного сознания. Когда все понимают, к какому результату должны прийти и зачем они это делают – работа делается быстрее.
В 2021 году мы запускаем большую серию мероприятий по «пересборке» образовательных программ. Процесс болезненный, но он назрел.
– Серьёзная задача, видимо, следующий год будет интересным. Вернемся к разговору «без галстука». Какими главными принципами Вы руководствуетесь при работе?
– Достичь результата и сохранить доверие людей. Это сложный баланс, удержать его крайне непросто, иногда практически невозможно, но стараться надо – в этом и есть искусство управления.
– Немного личных вопросов. Как Вы проводите свободное время?
– Свободное время – это выходные. С семьей, детьми. Иногда встречаемся с друзьями. Когда занят – время летит очень быстро. Поэтому я стал ценить время, проведенное с близкими, еще сильнее.
– Ваши дети уже знают, кем хотят стать, когда вырастут?
– Младший сын, ему 4 года, еще не знает. Или, возможно, знает, но выразить не может. А старшему сыну уже 14 лет, пора определяться. Я хотел бы, чтобы он выбрал инженерное направление, но давить бессмысленно и вредно; самоопределение – очень важный момент.
– Ваше отношение к спорту?
– Мало трачу времени на спорт, почти всё время съедает работа. Это плохо. Хотя, конечно, есть вещи, которые впечатываются в привычки. В юности занимался тхэквондо, участвовал в разных соревнованиях. Где-то лежат грамоты и медали, хотя уже не уверен. Никогда не выставлял их напоказ – это создаёт иллюзию превосходства, а это очень глупо. Однажды захожу в комнату, а там сын колет моим кубком грецкие орехи. Ну, думаю, хоть на что-то сгодились.
– Есть ли у Вас уникальный способ как все успевать?
– Эффективное планирование – это очень важно. Хорошая команда. Если есть команда, в которой каждый ее член осознает общую цель и делает максимум для ее достижения, это здорово экономит время, да и вообще команда – когда не на бумаге, а по-настоящему, - очень круто, редкое явление. Это, кроме прочего, позволяет делегировать, осознанно делегировать, когда ты точно знаешь, что поставленная задача будет выполнена. Также важен самоконтроль. Если человек может контролировать свое время, то он сможет контролировать всё: любое мероприятие, диалог или проект. Когда ты можешь контролировать себя, то можешь четко, лаконично и понятно переключаться между задачами. И когда ты что-то делаешь, ты должен понимать, какой результат хочешь получить.
– Что больше всего цените в людях?
– Честность и профессионализм. Когда человек врет – себе или окружающим – его это сильно ограничивает. Как правило, такие люди, фигурально выражаясь, приезжают не вовремя и не туда. А вот способность посмотреть на себя со стороны, признать, что не прав – сильная черта человека.
– Впереди Новый год. Что пожелаете нашим читателям в наступающем году?
– Желаю, чтобы каждый день был осмысленным. Чтобы каждый раз, задавая себе вопрос «зачем я это делаю», вы не впадали в депрессию. Ну и здоровья, конечно.

Беседовала Ксения ПОПОВА
вуз: Российский университет транспорта (МИИТ)
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы:
  • 14.01 Приглашаем к участию во Всероссийском онлайн-конкурсе «Дорогой жизни названа!»
    Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова

    27 января 2021 года пройдет ежегодный Всероссийский онлайн-конкурс «Дорогой жизни названа!», посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дню воинской славы России.

  • 14.01 Послы русского языка на "Эхе Москвы"
    Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

    Институт Пушкина и волонтеры программы «Послы русского языка в мире» так любят русский язык, что готовы говорить о нем часами и даже в новогодние каникулы. Собственно, это и произошло в эфире радиоста...

  • 14.01 Открыт сбор заявок на участие в кейс-чемпионате «Case Champ»
    Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

    В апреле 2021 года АО «Газпромнефть-МНПЗ» проведет кейс-чемпионат «Case Champ» для студентов 3-4 курса бакалавриата и магистрантов профильных направлений.

  • 14.01 Конкурс на стипендию имени члена-корреспондента РАН Г.А. Ягодина
    Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

    С 25 января начнется прием заявок для участия в конкурсе на получение персональных стипендий имени члена-корреспондента РАН Г.А. Ягодина для лучших студентов РХТУ им. Д. И. Менделеева.

  • 14.01 Традиционная новогодняя встреча с членами российских академий
    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    О науке, дружбе Московского университета с Российской академией наук и задачах развития крупнейшего вуза страны шел разговор на ежегодной встрече академиков российских государственных академий — сотру...