Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Послы русского языка на "Эхе Москвы"

Институт Пушкина и волонтеры программы «Послы русского языка в мире» так любят русский язык, что готовы говорить о нем часами и даже в новогодние каникулы. Собственно, это и произошло в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

10 декабря в передаче «Говорим по русски!» выступили заместитель директора Департамента управления проектами Института Пушкина Светлана Ульянова и участники программы «Послы русского языка в мире»: Нина Николаева, лектор Института славистики Дебреценского университета (Венгрия), и Ксения Паутова, учитель русского языка и литературы в Частной Московской Международной школе в Анталии (Турция).

Речь шла о самой программе, о ее целях, как она реализовывается. Собственно, первый же вопрос от ведущей программы Ольги Северской звучал так: «Что это за программа, которую придумали пять лет назад в 2015 году, когда начали проводить первый набор послов? Какие у нее цели?» 

Светлана Ульянова как руководитель программы первой вызвалась отвечать на вопрос, но прежде поздравила слушателей с наступившими праздниками и с наступающим Старым Новым годом.

Светлана рассказала о послах русского языка: «Программу действительно придумали в 2015 году в Институте Пушкина, и смысл в том, что наши волонтеры отбираются со всей страны. Участвуют студенты, аспиранты, молодые специалисты в возрасте от 18 до 30 лет. Они проходят специальный отбор и подготовку, после чего отправляются в зарубежные страны, где обучают иностранных школьников и студентов русскому языку, знакомят с нашей культурой и литературой. Волонтеры популяризируют русский язык, литературу и внутри нашей страны среди школьников и студентов. Цель – популяризация русского языка, культуры за рубежом и налаживание межкультурной коммуникации с зарубежными странами, со школьниками и студентами».

Ведущая Ольга Северская продолжила беседу вопросом, какую роль в программе играет человеческий фактор – насколько важно межчеловеческое общение, не как учителя с учеником.

По мнению Светланы Ульяновой, человеческий фактор играет основную роль: «Недостаточно того, чтобы просто заявить на государственном уровне в зарубежной стране: «изучайте русский язык». Когда приезжают волонтеры, послы русского языка, приходят к детям, показывают, какая на самом деле Россия – в играх, с любовью к детям, школьникам, студентам, тогда и включается человеческий фактор, общение между людьми».

Оксана Пашина, другая ведущая программы «Говорим по-русски!» адресовала свои вопросы Нине и Ксении: «Какие требования к волонтерам? Как вы попали в эту программу?».

Ксения Паутова ответила, что она участвует в программе с 2017 года: «Мы проходили несколько этапов отбора. Первый – заочный отбор, мы записывали стихомарафон. Это акция, которую придумал тоже Институт Пушкина в «Год литературы». По стихомарафону и заполненной анкете отбирали тех, кто пройдет в следующий этап. Второй этап – очный отбор на всероссийском форуме или на региональном форуме. У меня был отбор в Рязани, я посетила Константиново, это замечательное воспоминание. И после этого отбора мы переходили к экспедициям в СНГ, которые успешно проходят самые сильные и стойкие ребята, потому что нужны знания русского языка, литературы, истории, культуры России, важно желание узнавать новое и воспринимать межкультурные особенности, с которыми сталкиваешься в работе волонтера. Затем мы получаем значки программы «Послы русского языка в мире», которыми очень дорожим. 

Ольга Северская напомнила, что Нина Николаева уже участвовала в передаче и рассказывала про очный этап отбора в 2016 году, где нужно было подготовить и представить жюри два урока.  

«Было очень страшно, потому что, сколько бы тебе ни говорили «ты должна сделать это и то», я до конца все равно не понимала, что нужно делать, – рассказала Нина Николаева о своих переживаниях. – Мы готовили два занятия. Одно посвящено русским школьникам – что бы мы могли делать с русскими школьниками, как рассказывали бы о русском языке, литературе, может быть, оно было бы посвящено какому-то празднику. Второе занятие должно быть адресовано иностранным слушателям, школьникам или студентам. Мы обращали внимание на то, как бы мы могли работать сами со своим языком, как адаптировать его, как учитывать уровень группы, состав ее, в том числе и по возрасту. Мы показывали себя, как мы можем вести занятие».

Нина Николаева призналась, что плохо помнит, как провела занятия: «Мы с моей напарницей продумали фрагмент урока о зиме в России, чем можно заниматься зимой. Помню, как в аудитории сидели наши коллеги, как они помогали нам. Мы взаимодействовали с ними, задавали вопросы им». 

В ходе радиопередачи слушатели могли задавать вопросы. Екатерина из Москвы поинтересовалась, нужны ли послы русского языка в России. По общему мнению участников – нужны. «У нас много детей мигрантов, которые родились в России, но до поступления в школу вообще не говорили на русском языке, поэтому школьное обучение для них сложное» – считает Ольга Северская.

Светлана Ульянова, руководитель программы «Послы русского языка в мире», пояснила: «У нас был подобный опыт, когда мы работали с московскими школами и как раз где были представлены дети-мигранты. Ксения Паутова была одним из участников этого события. Кроме того, мы проводим занятия в регионах, где происходит момент популяризации литературы. Мы стараемся показать, что русский язык – это не скучный предмет, где нужно только учить падежи.  Поэтому мы проводим занятия в игровом формате. Также мы проводим мероприятия в детских центрах «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» для российских школьников и иностранных».

От ведущих программы последовали вопросы Светлане: «С чем должны быть готовы работать волонтеры? На какие качества будущих волонтеров обращают внимание организаторы? Нужно ли какое-то специальное образование?».

По словам Светланы, для того, чтобы стать участником программы «Послы русского языка в мире», исключительно филологическое образование не требуется. «Но большинство волонтеров, около 90%, действительно филологи, так как они дальше хотят реализовать себя в этой сфере. Есть также ребята, кто учится на других специальностях – педагоги, международники, технари. Ребята проходят специальную подготовку онлайн, затем очно на базе Института Пушкина. И только затем отправляются в зарубежные страны вместе с преподавателями Института Пушкина, которые помогают им готовиться к каждому занятию. Мы смотрим на то, как претендующие на работу в программе ребята могут адаптировать свою речь, насколько медленно они могут говорить, когда преподают русский язык для иностранцев, как они могут упростить свою речь, как могут донести информацию. Мы ставим их преднамеренно в тяжелые ситуации, к примеру, внепланово для волонтеров выключаем свет и предлагаем действовать исходя из этой ситуации. Такое случалось на практике не раз в посольской работе». 

Ксения Паутова, выпускница филологического факультета Института Пушкина, в настоящее время – учитель в школе в Анталии, пояснила свои когда-то сказанные слова: «в программе послов ты начинаешь делать то, что когда-то считал невозможным». Ксения участвует в  программе с 2015 года, на тот момент она была студенткой бакалавриата и хотела стать преподавателем русского языка как иностранного: «Тогда я не понимала, как можно обучать языку, не зная языка посредника. С помощью программы я увидела, что это возможно, что есть язык дружбы, не русский и не английский, и желание понять друг друга». 

Почувствовать себя суперменом может каждый – ежегодно проводится новый набор волонтеров программы «Послы русского языка в мире», будущих представителей русского языка, литературы и культуры по всему миру. 

Волонтеры посещают в большинстве случаев страны СНГ, но бывают и поездки в дальнее зарубежье: Перу, Эквадор, Португалию, Бахрейн, Китай, Вьетнам, Болгарию, Венгрию, Турцию. Кстати, именно по результатам работы в экспедиции послов русского языка в Турцию Ксения Паутова была приглашена на работу в Частную Московскую Международную школу в Анталии.

вуз: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Читать еще:
  • 20.02 Ректор Института Пушкина поздравляет с Днем защитника Отечества

    23 февраля — в День защитника Отечества — мы поздравляем и тех, кто несет службу в Российской армии, и всех мужчин, которые трудятся рядом с нами в самых разных сферах.

  • 19.02 Что имел в виду Шариков?

    В этом году отмечается знаменательная дата – 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Этой теме будет посвящен первый, самый массовый этап конкурса диктантов для учащихся 8-х классов московских школ...

  • 19.02 Онлайн-уроки чтения с картинками

    16-18 февраля интернет-журнал «Чтение детям» проводила онлайн-конференцию «Смотрю в книгу».

  • 19.02 Проект «Компетенции XXI века»

    Накануне Дня родного языка Национальное агентство развития квалификаций и Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Компетенции X...

  • 15.02 «В Рождество все немного волхвы»

    29 января состоялась вторая литературная гостиная цикла «Слово и космос» с прямым подключением к Международной космической станции.

Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Москвы: