Редакция сайта Президентской академии запускает серию интервью с преподавателями об их жизни, увлечениях, взглядах на образование и много о чем еще. Наши первые собеседники – преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) Борис Пивовар и заместитель директора Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) Института общественных наук (ИОН) Екатерина Самородницкая – откровенно рассказали о том, что думают о нынешней молодежи, какими студентами были они сами, как они сохраняют сегодня баланс между работой и остальной жизнью.
– Какой вуз вы окончили? Чем увлекались в студенческие годы?
Борис Пивовар:
– Я закончил РАНХиГС при Президенте РФ, хотя поступал еще в Академию народного хозяйства. Окончил с отличием.
Каким я был? Трудный вопрос, потому что себя непросто оценивать со стороны, особенно во время, когда сильно не рефлексировал, был в достаточной мере максималистом. Мне кажется, что на первом курсе я был весьма средненьким студентом и особенно не был заметен, но к концу первого года обучения понял, что если буду так продолжать, то ничего и не добьюсь и, как известный барон Мюнхгаузен, начал «вытягивать себя за косичку» или, как говорят сейчас коучи,– «выводить себя из зоны комфорта». Поэтому старался быть лучше, участвовать во многих активностях, и, конечно, работать. Склонен надеяться, что однокурсники помнят обо мне как о приятном человеке, хотя, конечно, глупостей в голове хватало.
Екатерина Самородницкая:
– Я поступила на историко-филологический факультет РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) в 1992 г. и в 1997 г. его окончила. Мои студенческие годы – это самые что ни на есть девяностые, со всеми их особенностями. Главной из них, на мой взгляд, был воздух свободы: только что закончилась советская власть, был создан новый университет, преподаватели получили возможность говорить то, что думают, не прибегая к сложившемуся за долгие годы эзопову языку… И мы как студенты получали огромное удовольствие от того, что стали частью этого процесса, новой жизни, складывающейся на наших глазах. Что из этого вышло – другой вопрос.
Я была обычной старательной студенткой (опустим упоминание золотой медали и красного диплома? Не считаю их своими заслугами, это просто факт моей биографии). Я была гуманитарной девочкой «от противного»: не любила ни физику, ни математику, поэтому пошла на филологию. Интерес к самой специальности у меня проявился позже, курсе на третьем. А до этого мне было интересно и сложно учиться, и еще очень нравились собравшиеся на факультете люди: и взрослые, и ровесники.
– Сегодня среди молодежи существует мнение, что образование не является чем-то важным, ведь можно зарабатывать хорошие деньги с помощью соцсетей: вести тикток, инстаграм. А что вы думаете по этому поводу?
Борис Пивовар:
– Ничего не вижу плохого в том, чтобы зарабатывать в соцсетях, так как на это существует реальный запрос общества во всем мире. Но я искренне убежден, что без реальных дел не поможет и PR-отдел, и долго на хайпе держаться не получится. Если у тебя в соцсетях есть что-то, вокруг чего можно строить свой бренд, имидж, то тогда возможен долгосрочный бизнес, но, если это вариант кривляния на камеру и показ только своего обнаженного тела, то любой контент подобного рода быстро наскучит, потому что конкуренция слишком высока. Поэтому я убежден, что должна быть специализация или увлечение, в котором ты хорошо разбираешься и на чем можно формировать свою репутацию.
А образование – это ведь не только знания, которые по факту можно вычитать в учебнике или посмотреть на Coursera, это еще и связи, общение, развитие своих softskills, а это уже на диване за компьютером тяжело осваивать.
Екатерина Самородницкая:
– Смотря для чего люди приходят получать образование. Если речь идет о ремесле, то технологии устаревают со страшной скоростью, и пока человека будут учить пользоваться лопатой, появится новая модель айфона. Я утрирую, конечно. Но фундаментальное гуманитарное образование учит вас не копать и не забивать гвозди. Вас учат писать, анализировать разного рода тексты, переводить, редактировать… Вас учат думать. А это навык вневременной и, если можно так выразиться, внетехнологический. И, кстати, для зарабатывания денег тоже не лишний.
– Как Вы оцените молодежь времени вашего взросления и нынешнюю? Поменялись ли жизненные ценности у молодых людей сегодня?
Борис Пивовар:
– Сначала бы хотелось официально заявить, что я не такой старый, чтобы начать говорить «а в мое время»… Но лично я не очень люблю, когда начинают причитать, что раньше были деревья выше, трава зеленее и люди лучше. Искренне верю, что во все времена была талантливая молодежь и были бездари, которым ничего не надо. Так было и в моем поколении, и в поколении нынешних студентов.
Если говорить про ценности, то, наверное, мое поколение предпочитало какую-то стабильность: в обучении, в работе, в жизни. Сейчас ребята более свободны и менее привержены каким-либо рамкам и условностям. С одной стороны, это круто, потому что меньше тараканов в голове, которые тебя ограничивают. С другой стороны, это накладывает определенный отпечаток в работе и часто трудно понять, что ребятам по-настоящему интересно, а что им в целом не нужно.
Екатерина Самородницкая:
– Вы хотите, чтобы я сказала, что мы были лучше нынешних двадцатилетних? Или наоборот? Не скажу, потому что мне кажется, что люди не меняются. Мода, технологии, сленг меняются, а люди нет. Человеку – думающему человеку – в любую эпоху свойственно искать себя, что бы мы под этим не подразумевали. Профессию, работу, любовь, близких по духу людей, город, страну… Разве это связано с датами на календаре?
– А каковы ваши жизненные ценности?
Борис Пивовар:
– Тут можно начинать лекцию по самоменеджменту. Шучу. Моя миссия в жизни, как бы это пафосно не звучало, – делать этот мир лучше. Поэтому я выбрал образование. Как сказал недавно известный менеджер Андрей Шаронов, «образование – это самый короткий путь поменять людей». Меня исключительно заводит, когда я вижу, что в конце пары у студентов появились новые смыслы, идеи, взгляды. Сейчас я веду много курсов, посвященных развитию soft skills и вижу, как ребята становятся лучшей версией себя, и это очень наполняет осмысленностью и гордостью за то, чем занимаешься.
Если убрать работу, то, конечно, следующая ценность – это моя семья. Жизнь показывает, что увлечения и работа могут меняться, а семья – это твоя крепость. Рождение дочери в 2018 году и смерть отца от коронавируса в 2020-м дали сильный повод переосмыслить приоритеты и ценности.
Екатерина Самородницкая:
– На этот вопрос трудно ответить оригинально: во-первых, семья, здоровье и благополучие близких мне людей. Во-вторых, работа: я имею в виду не столько место, сколько дело, которым я занимаюсь и которое мне кажется важным. И в-третьих, эти две позиции равноправны.
– Что бы вы сказали себе 17-летнему(-ей)?
Борис Пивовар:
– Не отсиживаться за спинами, быть проактивным, стремиться познавать и задавать вопросы.
Екатерина Самородницкая:
– Больше смотри по сторонам. Больше наблюдай, анализируй, думай. Спустя много лет я стала понимать, насколько плохо я представляла себе окружающую жизнь и людей в мои студенческие годы, насколько мало я замечала. Но, с другой стороны, это совершенно бессмысленный совет, потому что в 17 лет все сфокусированы на себе, это физиология с психологией, и ни одним назиданием это не исправить.
У меня на эту тему есть прекрасная история. Я училась на втором курсе, моя подруга «сторожила» квартиру друзей – жила там, пока они были в отъезде, как в фильме «Москва слезам не верит». На Пресне. Стояла чудесная золотая осень, бабье лето, и после занятий мы отправились к ней в гости. Идем от метро «Краснопресненская», болтаем, курим, светит солнце, шуршат листья… И вокруг ни души. Постепенно мы замечаем, что на улице нет людей, кроме милиции, и что, если приглядеться, в окнах что-то поблескивает. 1993 год, сентябрь, пик противостояния президента и парламента, который закончится в октябре расстрелом Белого дома. Мы смотрели новости, мы очень интересовались политикой, ходили на демократические митинги – мы просто не подумали, как все близко. Сейчас я думаю: как хорошо, что не было мобильных и услуги «радар» по отслеживанию членов семьи. Моя мама с ума бы сошла. И как хорошо, что мы остались живы. В окнах-то блестели дула снайперских винтовок. Так что думать о том, что происходит вокруг, очень полезно!
– Занимаетесь ли спортом? Что вам дают эти занятия?
Борис Пивовар:
– Как говорят некоторые авторы книг: «читайте мою книгу», перефразируя скажу «читайте мое интервью про спорт, которое было опубликовано ранее на сайте Академии».
Если серьезно, то я увлекаюсь триатлоном и циклическими видами спорта. В списке моих достижений - дважды пройденная дистанция Ironman (3,8 км плавания в открытой воде, 180 км велогонки, 42 км бег – все это подряд и без остановок), 5 раз половины Ironman, пробегал марафоны, полумарафоны, дважды плавал дистанцию Oceanman (10 км в открытой воде), переплывал пролив Босфор и много другого интересного.
Это дает мне свободу! Я человек интровертный, а работаю много с людьми. Во время спорта я нахожусь наедине с самим собой и могу отдохнуть, набраться сил и наполниться новыми смыслами. Самые интересные идеи, мысли и задания для студентов приходили мне во время занятий спортом. Поэтому спорт – это то, от чего я откажусь, наверное, только в случае, когда я уже не смогу им физически заниматься.
Екатерина Самородницкая:
– Спортом не занимаюсь. Но прохожу в день десять тысяч шагов, так как у меня собака.
– А какие еще у вас есть увлечения?
Борис Пивовар:
– Проще спросить, чем я не увлекаюсь. Это на самом деле моя большая проблема, потому что мне интересно очень многое.
С детства увлекаюсь нумизматикой. Очень люблю классическую музыку. Я фанат истории, поэтому много читаю различной литературы и формирую (точнее, стараюсь) более объективный взгляд на те или иные исторические процессы. Много читаю про космос. Люблю тему медицины, сейчас много читаю и слушаю про нейролингвистику, работу мозга и т.д.
В профессиональном плане читаю много бизнес-литературы по менеджменту, предпринимательству, оргкультуре.
Участие в конкурсе «Лидеры России» также дало запал подтянуть навыки, поэтому прорабатываю литературу по теме лидерства.
Чтобы объяснить, как так много разом можно читать, то приоткрою завесу тайны. Я натренировал скорочтение, поэтому читаю достаточно большие объемы текстов за короткий срок.
И, конечно, люблю себя истязать, пардон, проверять свою силу характера. Поэтому регистрируюсь на различные соревнования, где могу проявить силу духа. Вот сейчас готовлюсь к суточному забегу (бег в течение 24 часов), хотел бы переплыть Гибралтар и многое другое.
Екатерина Самородницкая:
– Я люблю читать. И я филолог. Так что чтение – и хобби, и работа. Где тут граница? Люблю путешествовать, люблю готовить. Очень люблю собак, у меня всю жизнь таксы. Первая такса в нашем доме появилась, потому что мой папа прочитал о них у Набокова в «Других берегах». Видите, это опять про чтение…
– Как Вы сохраняете равновесие между работой и остальной жизнью?
Борис Пивовар:
– Трудно. Я очень увлекающийся человек и занимаюсь делом, которое мне доставляет удовольствие. Поэтому часто соглашаюсь на большую преподавательскую нагрузку (для примера: у меня сейчас в некоторые недели 19-23 пары), а потом к концу семестра понимаю, что выдыхаюсь.
Тем не менее, я выработал для себя ряд принципов. Например, без крайней необходимости не работаю после 20:00. Каждый день один-два часа на спорт при любом раскладе. Воскресенье – это семейный день. В будни, когда есть возможность, то все время семье и т.п. Эти принципы развиваются, трансформируются, но в целом, определенный костяк уже есть.
Екатерина Самородницкая:
– Никак. Я все время работаю. И это не трудоголизм, это специфика того, чем я занимаюсь. Я преподаю: это значит, что я не только непосредственно провожу занятия – я к ним готовлюсь, проверяю работы, консультирую студентов. Это отнюдь не 14 часов (да, коллеги, простите, я знаю, что это немного!), которые стоят в моем расписании. Я стараюсь заниматься собственными исследованиями: это значит, что все свободное и несвободное время я о них думаю, это мысли, идеи, вопросы, которые крутятся в голове. Всегда и везде: в дороге, в магазине, в салоне красоты, на прогулке. И если ты выключаешься, включиться потом очень трудно. Я сейчас не говорю о каком-то уникальном опыте – так живет большинство моих коллег. И каникулы для нас – это возможность наконец-то сесть за компьютер и заняться своими делами: додумать, дописать.
– Как бы вы описали себя тремя словами?
Борис Пивовар:
– На факультете, который я заканчивал, всегда на это отвечали: «Ум. Красота. Скромность». Если серьезно, то «Осознанность. Развитие. Жизнь». Если требуется пояснение, то всегда ищу осознание происходящего, всегда нахожусь в саморазвитии, и, честно говоря, чем больше узнаю, тем больше понимаю, сколько всего я не знаю. А жизнь – это стремление жить полной жизнью.
Екатерина Самородницкая:
– Тремя? Жесткая – как преподаватель. Сомневающаяся – прежде всего, в себе. Пожалуй, хватит. Остальные эпитеты будут нескромными!
– Дайте один совет студентам и один – преподавателям?
Борис Пивовар:
– Продолжая последний вопрос, то могу посоветовать студентам жить полной жизнью. В жизни столько всего интересного и многое можно без проблем попробовать в молодости, потому что нет каких-либо обязательств, стереотипов. Поэтому учитесь, занимайтесь студенческой активностью, пытайтесь рисовать, петь, танцевать! Развивайтесь! Мне кажется, что нет ничего более удручающего, когда встречаешь 30-летнего старика, которому ничего не интересно, ничего нового в жизни и все вокруг плохо. А к этому состоянию приходят 18-летние люди, которые ничего не хотели в школе, в вузе и т.д.
Коллегам бы посоветовал принять тот факт, что мы проводники в мир знаний, но уже не истина в последней инстанции. Поэтому считаю, что всем нам надо меняться, становиться более продвинутыми, креативными и технологичными. Мы можем многому научиться от студентов, поэтому это учеба в университете уже не односторонняя коммуникация, а вполне себе взаимовыгодное сотрудничество.
Екатерина Самородницкая:
– Я не могу давать советов своим коллегам: меня окружают умные, очень профессиональные, талантливые люди, на которых я смотрю с восхищением. Разве я могу им что-то советовать? А студентам, как и абитуриентам, я всегда говорю: надо любить то, чем ты занимаешься. Надо, чтобы было интересно, чтобы в кайф, чтобы дух захватывало. Если это не так, значит, ты занят не своим делом.