Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

Пушкинский семинар Эльмиры Афанасьевой

12 мая в Библиотеке-читальне им. А.С. Пушкина состоялся открытый семинар, посвященный одному из самый плодотворных периодов творчества Александра Сергеевича – Болдинской осени 1830 года. Под руководством Эльмиры Афанасьевой участники встречи познакомились с методикой анализа стихотворного текста и открыли для себя нового Пушкина.  

Место для мероприятия выбрано не случайно: первой попечительницей Библиотеки-читальни была старшая дочь Пушкина – Мария Гартунг. В здании сохранен элегантный интерьер XIXвека, что создает уютную и вдохновляющую обстановку. На стенах изысканные картины, в большом зале стоит рояль, в каждой комнате — встроенные камины. Семинар проходил в одном из малых залов библиотеки.

Большинство участников семинара — студенты Института Пушкина: Вукашин Гаврич (Сербия), Таисия Дудакова, Мария Руслякова, Арезу Инанлу (Иран), Му Юй Вэй (Китай). Пришли на семинар и старшеклассники московских школ, и выпускники других вузов. Приятно было присутствие Любови Лебедевой, которая, несмотря на техническое образование, любит русскую литературу и прививает любовь к чтению своим детям.

В начале встречи гостей поприветствовала директор Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина – Татьяна Юрьевна Калашникова. Она рассказала об истории особняка, в котором в настоящее время располагается библиотека, и мероприятиях, проводимых в стенах читальни. В данный момент Библиотека-читальня представляет собой уникальное научно-образовательное пространство, где действует кружки и клубы, проходят концерты и встречи сс деятелями науки, культуры, искусства. И, конечно, сюда можно прийти и поработать в тихой и приятной обстановке.

Эльмира Маратовна начала семинар с погружения в исторический контекст, сравнивая осень 1830 года с весной 2020 года. Оба периода странным образом объединяет эпидемия, тогда – холеры, сейчас – COVID-19. И не случайно, словам лектора, весной прошлого года актуальным стало соотнесение вынужденной изоляции современного человека с пушкинским кодом русской культуры. Пушки, приехав в Болдино (имение своего отца) после помовки с Натальей Гончаровой, не мог вернуться в Москву из-за начала карантина. Поэтому он остается в нижегородском имении на три осенних месяца. Затворническая жизнь дала свои плоды: поэт завершил «Евгения Онегина», написал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и множество стихотворений. Именно на них и было сфокусировано внимание участников семинара.

Первым предложенным для анализа стихотворением стала «Элегия» 1830 г. Участники семинара исследовали особенности элегического настроения лирического героя, обратили внимание на развитие мотивов любви и творчества.

Далее в фокус внимания попали произведения, связанные с испанской темой: «Я здесь, Инезилья» и «Перед испанкой благородной». Оба текста отражают особенность раскрытия человеческих страстей. И любовная серенада, и баллада о любовном соперничестве были соотнесены с сюжетом пушкинской трагедии «Каменный гость», над которой поэт также работал в первую Болдинскую осень.

Финальная часть семинара была посвящена анализу стихотворений, посвященных раскрытию темы творчества. Стихотворение «Труд», созданное Пушкиным после завершения работы над «Евгением Онегиным», вызвало живой интерес. В исследовательскую дискуссию вступили Иван Рыжиков и Таисия Дудакова, восстанавливая античные мотивы текста. Оживленность разговора не смогли прервать даже внезапно появившиеся посетители библиотеки.  Исследовательская дискуссия была посвящена состоянию автора, связанного с ощущением опустошенности после написания масштабного произведения (в данном случае «Евгения Онегина»).

Завершился семинар анализом стихотворения «Рифма». У этого текста замысловатый сюжет, поэтому участникам понадобилось некоторое время, чтобы понять особенность его построения. В этом им помогла Эльмира Маратовна, которая рассказала об античном подтексте стихотворения. Оказывается, Пушкин создает собственный миф о рождении Рифмы. Согласно авторскому мифотворчеству, у бога искусств Феба и нимфы Эхо рождается юная Рифма, воспитываемая матерью муз и богиней памяти Мнемозиной.

В конце семинара каждый из участников высказался о собственных впечатлениях от мероприятия. Все подметили исключительную пользу метода вдумчивого чтения. «Для меня восприятие пушкинских текстов изменилось за один семинар. Я поняла, насколько значима каждая деталь в произведении и как важно это осознавать. Не просто опираться на свой эмоциональный опыт, но действительно осознавать каждый знак, каждое слово», - делится своими впечатлениями Мария Руслякова.

Многие с сожалением отметили, что в школах произведения с такой тщательностью не разбирают. «Мне кажется, что в школе не всегда ученики могут понять смысл текстов, поэтому, например, школьникам сложно выучить наизусть стихотворение», - сетует Любовь Лебедева.

Участники Пушкинского семинара отметили то, что уютная обстановка помогает погрузиться в мир произведения. У вас достаточно времени вникнуть в мельчайшие детали и разобраться в тонкостях литературного текста. И, конечно, возможность делиться своим мнением и проводить время за приятным разговором с приятными людьми — формирует творческое послевкусие встречи.


Анастасия Савченко
вуз: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?