Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Город: Москва

SDSN: инструкция по применению

21 июля МФТИ получил статус члена российского отделения Сети по выработке решений в области устойчивого развития Sustainable Development Solutions Network — SDSN Russia. Чтобы развитие носило статус устойчивого, оно должно удовлетворять текущие потребности населения без ущерба для будущих поколений. Это реализуемо только при сотрудничестве в глобальном масштабе — усилия одной организации или даже страны недостаточны для достижения таких амбициозных целей, поэтому и была создана глобальная сеть SDSN. 

В центре деятельности SDSN стоят Цели устойчивого развития (ЦУР). Они были приняты лидерами ряда государств в сентябре 2015 года как часть документа «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Россия также является участником этого соглашения. Всего было выделено 17 ЦУР, которые подчеркивают взаимосвязи между социальной, экономической и экологической сферами. А более конкретные ориентиры отражены в частных задачах — всего их 169. 

В последние годы, сопровождающиеся экономическими и экологическими кризисами, теме устойчивого развития стали уделять особое внимание. В 2020 году Аналитический центр при Правительстве РФ выпустил Добровольный национальный обзор достижения целей устойчивого развития, который подготовили вместе Минэкономразвития, МИД России, Росстат и другие ведомства. Подобной аналитикой занимается и гражданское общество: например, взгляд НКО, журналистов и общественных деятелей можно найти в Гражданском обзоре о реализации Целей устойчивого развития в России, подготовленном Коалицией за устойчивое развитие страны. При этом ESG-повесткой стали заниматься как государственные, так и частные корпорации, а также банки.

Университеты — особые акторы устойчивого развития. Приоритизация ЦУР в их деятельности — это взаимовыгодное сотрудничество, которое нужно как для достижения целей, так и для самих университетов по нескольким причинам.

Во-первых, научная деятельность позволяет определять конкретные шаги по достижению ЦУР. Большинство сфер требуют нестандартных подходов, изобретений и новых девайсов, создание которых возможно только в лабораториях, с использованием накопленного опыта исследований. Ученые — одни из главных драйверов устойчивого развития. 

Во-вторых, университеты выполняют важную миссию по подготовке профессионалов, которые будут ответственны за реализацию ЦУР. Интеграция идей устойчивого развития в просветительскую деятельность позволяет привлечь больше мотивированных и креативных молодых людей к выработке нестандартных решений, а также повлиять на глобальную осведомленность через иностранных студентов.

Помимо этого, университеты могут внедрять ЦУР в повседневные процессы и своим примером демонстрировать доступность этого процесса для других организаций. К тому же вузы способны выступать фасилитаторами диалога акторов общества с различными точками зрения по ЦУР.

Для самих университетов приверженность ЦУР — это не только маркетинговая история, хотя приверженность ЦУР и признается экспертами как один из факторов повышения влияния и статуса университета при общении с правительством, спонсорами и общественностью. Второе важное последствие — возможность стать локомотивом во внедрении образования в области устойчивого развития.

Кроме того, интерес к ЦУР может стать основой сотрудничества с новыми партнерами в различных областях. В свою очередь, это может открыть доступ к новым финансовым потокам: на данный момент многие агентства и филантропы обращают внимание на социальное значение своих вложений. Также сейчас происходит переосмысление роли университетов в обществе, где, помимо исполнения своих функций в развитии образования и науки, они становятся ответственным актором с социальной миссией. 

Опыт SDSN предлагает следующие возможные меры по началу реализации ЦУР в университетах: 

Образование в области ЦУР
Поддержка научных исследований, которые предлагают решения в области устойчивого развития
Поддержка студенческих инициатив, связанных с ЦУР
Программы обмена с развивающимися странами 
Тренинги по ЦУР для научных сотрудников: помогать исследователям понять, как их работа может быть или уже связана с ЦУР, поддерживать в популяризации и проведении междисциплинарных исследований
Проведение внутреннего исследования, посвященного ЦУР, и выделение задач и целей «Повестки-2030» в основных флагманских проектах
Регулярное информирование о том, какой вклад университетские исследования вносят в реализацию ЦУР
Сотрудничество с бизнесом для внедрения разработок, которые могут помочь ЦУР
Изменение процессов внутреннего управления, включение повестки ЦУР в стратегию развития и отчетность 
Проведение публичных лекций, общественных мероприятий и форумов для повышения осведомленности о ЦУР и их роли в жизни каждого 
Предоставление нейтральной платформы для диалога разных заинтересованных сторон в целях обсуждения наиболее эффективных путей внедрения ЦУР 
Организация диалога с индустриальными партнерами для составления наиболее полной картины того, какие действия уже предпринимаются в сфере устойчивого развития, а также для определения дальнейших шагов 
Кроме того, ряд указаний SDSN и его отделений по всему миру относительно начала работы над ЦУР предлагают общие шаги, отраженные на схеме ниже. Они основаны на общем опыте других университетов и не являются исчерпывающей инструкцией, а призваны помочь выработать индивидуальную траекторию каждой образовательной организации. 

вуз: Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?