В издательстве «Архитектура-С» при поддержке генерального директора Уральской горно-металлургической компании А. А. Козицына вышло в свет новое издание трактата «Четыре книги об архитектуре» крупнейшего архитектора эпохи итальянского Возрождения Андреа Палладио.
Книга была подготовлена по программе Центра исследований архитектуры «Андреа Палладио» (Виченца).
Издание состоит из двух томов:
Том I
«Четыре книги об архитектуре»
содержит факсимильное воспроизведение русского перевода трактата Палладио,
подготовленного И.В. Жолтовским под редакцией А.Г. Габричевского в 1938 году;
Том II
«Наследие Андреа Палладио в архитектурной мысли Европы и России»
содержит исследовательские материалы,
подготовленные президентом РААСН, ректором МАРХИ Д.О. Швидковским
и академиком РАХ, профессором МАРХИ Ю.Е. Ревзиной.
«Четыре книги об архитектуре» знаменитого мастера итальянского Ренессанса Андреа Палладио, безусловно, — самый великий труд, посвященный зодчеству, в мировой истории. Он подвел итог строительной культуре Возрождения, он него ведет свое начало классицизм, много веков преобладавший в умах архитекторов, существенный для их творчества и в наше время.
В чертежах Андреа Палладио заключено, как и в его постройках, неизъяснимое очарование, подлинная магия пространства, форм, линий. В его прославленном трактате, переиздававшемся сотни раз в течение веков в отдаленных друг от друга странах, передана одухотворенная суть творчества великого мастера, поэтому книга была любима архитекторами Италии, Англии, России.
В чем заключено величие Андреа Палладио? Если перефразировать слова Анны Андреевны Ахматовой, архитектор победил время и пространство. Линии его построек и чертежей живут и в прошлом, и в будущем, и в эпоху, в которой он бы рожден. Великий мастер сумел перенести свой разум в древний мир, создав один из самых ярких образов античной гармонии среди множества подобных попыток в истории мировой культуры. Он сотворил произведения поистине вечно молодые, остающиеся нужными и живыми для людей настоящего и будущего. В том, что виллами, церквями и книгами Андреа Палладио будут восхищаться наш и отдаленные потомки в следующих столетиях, можно не сомневаться.
Палладианское пространство было выражением жизни ума эпохи Возрождения, плотью от плоти ренессансной культуры и философии, и в то же время здания, возведенные архитектором, обладали пифагорейской числовой символичностью, космичностью неоплатонизма, духовностью христианских храмов. Пространственным языком мастер из Виченцы передавал текст, лежащий в основе целостной европейской культуры, прошедшей через Античность, Средневековье, Возрождение к превозмогшей ход столетий универсальности, способной выразить и гармоническую абстракцию храмоподобных вилл Возрождения, и уютную жизненность английских и русских усадеб эпохи Просвещения.
С момента рождения Палладио прошло уже более пятисот лет, однако каждый архитектор, живший и работавший в этот период, создавал свое представление о Палладио, некоторые зодчие с особенным, убедительным успехом. В России это были Николай Александрович Львов, первым издавший на русском языке трактат мастера из Виченцы в момент наибольшего расцвета классицизма в России XVIII века, и Иван Владиславович Жолтовский, с именем которого неразрывно связано самое совершенное русское издание «Четырех книг об архитектуре», поразительного документа классической культуры в нашей стране ХХ века.
Эта изысканная книга стала легендой, хранящей свои тайны. Был опубликован первый том Палладио, целиком отданный русскому переводу текста «Четырех книг» и великолепным чертежам зодчего Возрождения. Нередко говорили о том, что Иваном Владиславовичем Жолтовским при участии Василия Павловича Зубова был подготовлен и второй том, содержавший комментарии к трактату, но его рукопись была утеряна в годы Великой Отечественной войны.
В нашей публикации репринтно воспроизведено прекрасное издание первого тома, созданного И. В. Жолтовским., а также предпринята попытка реконструировать взгляд на Палладио и палладианство в истории европейской архитектуры XVI-ХХ столетий, который, может быть, и составлял часть комментарием утраченного второго тома. Возможно, в них определялось место «Четырех книг об архитектуре» среди трактатов эпохи Возрождения, говорилось о самых ярких примерах подражания Палладио, характерных для английского и русского зодчества XVIII века. В нашем издании проведены исследования данных аспектов, а также приведена краткая творческая биография Ивана Владиславовича Жолтовского в контексте его увлечения произведениями мастера из Виченцы.
Хотелось бы от всей души поблагодарить издательство «Архитектура-С» и его директора Лидию Львовну Санкину за труды по подготовке этой книги и выразить искреннюю признательность генеральному директору Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрею Анатольевичу Козицыну, создавшему возможность публикации книги. Для нас была очень важна поддержка издания Центром изучения архитектуры «Андреа Палладио» в Виченце, который с энтузиазмом воспринял идею создания этой книги.