13 сентября 2021 года Гирич Мария, эксперт Клуба Россия-ОЭСР ВАВТ, выступила на вебинаре по вопросам китайско-российского сотрудничества в области трансграничной электронной торговли, организованном Департаментом развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России совместно с Посольством КНР в РФ.
Мария рассказала о проблемах правового регулирования электронной коммерции в части развития российского экспорта товаров в Китай.
Мария отметила некоторые особенности, связанные с ведением бизнеса, в России и Китае. Так, например, в Китае и России разные стандарты регулирования электронной коммерции. Например, в Китае существуют требования обязательной регистрации иностранной компании в Китае для ведения бизнеса, а при осуществлении электронной торговли необходимо получение лицензии на деятельность в интернете. В России существуют проблемы, связанные с ограничением С2С торговли, например, по ТР ЕАЭС физические лица (самозанятые) не могут получать сертификат об оценке соответствия. В Китае существует определение понятия онлайн платформ в сфере электронной коммерции, тогда как в России в понятие «агрегатор» не попадают B2B, С2С платформы, а также не все В2С платформы (например, те, которые не предоставляют возможностей оплаты товаров на платформе).
Также Мария рассказала о проблемах контроля за безопасностью товаров. Одна из проблем развития международной электронной торговли в странах – торговля небезопасными для потребителей товаров, при этом продукты, запрещенные в одной юрисдикции, могут продаваться в другой. В связи с чем такие товары могут быть задержаны, например, на таможне и изъяты (отозваны) из продажи.
Так, например, Китай и США в 2007 г. заключили соглашение об обмене информацией об отозванных товарах после того, как на границе были остановлены и отозваны игрушки из Гонконга, содержащие в 50 раз больше свинцовой краски, чем разрешено законодательством США. Ряд стран создают платформы и базы данных для сбора информации о товарах, которые были изъяты с продажи или отозваны. Например, Европейский союз создал систему обмена информацией RAPEX/ Safety Gate (система быстрого оповещения об опасных непродовольственных товарах), а также отдельную систему для обмена информацией с Китаем - RAPEX Сhina.
Наиболее крупная платформа обмена информацией – платформа GlobalRecalls ОЭСР. По данным ОЭСР, самые отзываемые категории: игрушки (26%), товары для автомобилей (18%), текстиль (13%). Россия и Китай не участвуют в GlobalRecalls, при этом Россия не имеет внутренней системы автоматического обмена информацией об отзываемых товарах, тогда как Китай сотрудничает с США, ЕС, странами АСЕАН. При этом в базе данных ОЭСР GlobalRecalls содержится 8664 отозванных товара из Китая, 12 из России.
Стоит отметить, что китайские платформы электронной коммерции активно заключают с зарубежными странами соглашения, в рамках которых осуществляется контроль за отзываемыми товарами. Например, в США в 2015 году было заключено соглашение с Alibaba Group, которое включает обязательство по удалению с платформ с Alibaba Group отозванных продуктов; по обмену информацией с Комиссией по безопасности потребительских товаров, по блокировке продажи отозванных товаров; по проверке товаров при отправке в США.
Другое соглашение подписали платформы AliExpress, Amazon, eBay, Rakuten France, Allegro и Cdiscount с Европейским союзом в рамках Product Safety Pledge, по которому платформы взяли добровольное обязательство по удалению отозванных продуктов с платформы, обучению поставщиков, рассмотрению жалоб потребителей и отчетности.
Существует также ряд других проблем, связанных с развитие электронной коммерции в России и Китае. Например, проблема валютного контроля в России, связанная с требованиями репатриации в отношении авансовых платежей по импорту и экспортных контрактов в иностранной валюте по сырьевым товарам, ограничениями по использованию зарубежных счетов (закрытый перечень разрешенных операций по зачислению денежных средств на зарубежные счета юридических лиц), требованиями отчетности по зарубежным счетам для компаний и требования учета внешнеторговых контрактов уполномоченными банками. Аналогичные ограничения имеются и у китайского бизнеса.
Для торговли услугами характерна проблема необходимости локализации данных в Китае. Данные китайских пользователей иностранных цифровых платформ могут обрабатываться только на территории континентального Китая. Российские экспортеры вынуждены обращаться к услугам китайских центров обработки данных (так как не могут получить лицензию ЦОД).
Мария дала следующие предложения по развитию сотрудничества Китая и России в сфере электронной коммерции:
1) В рамках Постоянной Рабочей группы в области электронной торговли Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств разработать руководство для компаний в сфере электронной коммерции, разъясняющее законодательство, включая особенности ведения бизнеса (лицензирование), защиты прав потребителей, использования персональных данных покупателей и пр.
2) Офису РЭЦ в Китае рассмотреть возможность создания программы помощи в части регистрации российского бизнеса в Китае, получения лицензий на деятельность в Интернете, а также подбора компаний, готовых оказывать услуги центров обработки данных для российских экспортеров.
3) Создать систему обмена информацией между Россией и Китаем с вовлечением платформ электронной коммерции в части контроля за небезопасными товарами с возможностью участия Китая и России в системе ОЭСР GlobalRecalls.
4) Активизировать работу по устранению барьеров валютного законодательства в России и Китае для развития электронной коммерции, выстроить двусторонний диалог между регуляторами стран по вопросам упрощения трансграничных платежей и обеспечения контроля за их безопасностью в условиях неприменения валютных ограничений (сотрудничество в сфере ПОД/ФТ).