6 октября на одной из площадок Московского международного салона образования прошла панельная дискуссия «Билингвальные дети. Создание условий для качественного образования».
Институт Пушкина представила начальник научно-методического центра образовательных ресурсов по русскому языку для детей Института Пушкина Ольга Каленкова.
В разговоре также приняли участие доцент кафедры логопедии МПГУ Анастасия Лагутина, доцент кафедры логопедии МГПУ Ольга Величенкова, преподаватель МГПУ Ольга Сапожникова и мать детей-билингвов Диана Цой.
Свое выступление Ольга Николаевна посвятила проблемам, с которыми сталкиваются дети с ограниченным владением русским языком в современной московской школе. Среди них: овладение программой учебных дисциплин не в полном объеме и, как следствие, существенные пробелы в знаниях; неясная личная образовательная перспектива и низкий уровень школьной мотивации; отсутствие фоновых знаний и, как следствие, неадаптированность и невключенность в культурный контекст; отсутствие личностного статуса в школьном коллективе.
– Когда мы говорим о фоновых знаниях, хотелось бы подчеркнуть: это не роскошь, это не дополнительный бонус, – отметила Ольга Каленкова. – Это необходимая вещь. Фоновые знания действительно необходимы ребенку, чтобы он чувствовал себя уютнее, чтобы он лучше понимал всех окружающих, ведь речь идет и о манерах поведения, и о стиле общения, и о культуре этого народа, к которому он сейчас присоединился, среди которого он живет.
Она добавила, что до 30% московских школьников слабо владеют русским языком.
– Хотелось бы договориться, что перечисленные факторы позволяют утверждать: школьники-инофоны, школьники-билингвы с ограниченным владением русским языком относятся к детскому контингенту с особыми образовательными потребностями, – сказала Ольга Николаевна.
Она отметила, что Институт Пушкина уже давно ведет работу по социокультурной и языковой адаптации обучающихся с ограниченным владением русским языком. В частности, ведется подготовка педагогических кадров для работы с детьми, слабо владеющими русским языком.
– Учителя не отказываются, они хотят работать с этими детьми, но у них не получается, и это не странно, потому что это наука, – сказала Ольга Николаевна. – Это не какое-то ответвление работы с русским языком, это отдельная методическая наука со своей философией, со своей философской подоплекой. Поэтому это надо уметь, знать, и этому надо учиться.
Кроме того, в рамках взаимодействия Института Пушкина и московских школ создается индивидуальный подход к обучению детей с ограниченным владением русским языком в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования
– Подчеркиваю: там, где мы работаем, организованы группы дополнительного образования, где эти дети в таком быстром, но достаточно мягком, щадящем режиме изучают русский язык по специальным учебникам, по специальным методикам со специальными преподавателями, обученными этому делу, – добавила Ольга Каленкова.
Запись трансляции доступна по ссылке.