Протоиерей Павел Хондзинский, иерей Алексей Черный, диакон Евгений Лютько, Н. Н. Павлюченков и Н. К. Антонов поделились результатами своих исследований по богословской и исторической тематике. Предлагаем вашему вниманию авторские аннотации представленных докладов.
В секции «Богословие» выступили четыре представителя богословского факультета ПСТГУ.
Протоиерей Павел Хондзинский. «Западная патристика в наследии мч. Иоанна Попова»
Грандиозный труд И. В. Попова (мученика Иоанна) «Блаженный Августин: личность и учение» до сих пор остается неизученным и не поставленным в контекст как интеллектуальной биографии самого Попова, так и в общей контекст эпохи. В докладе реконструируется концепция, определившая взгляд мч. Иоанна на наследие блж. Августина, и выявляется ее генезис.
Иерей Алексей Черный. «"Фальшь пастырства": Тема душепопечения в трудах прот. Александра Шмемана и митр. Антония (Блума)»
Вопреки тому впечатлению, которое может создать сегодня поверхностное чтение «Дневников» прот. Александра Шмемана, о. Александр критикует не православную практику исповеди как таковую, а девиантные формы душепопечения, получившие распространение в православной диаспоре в тот период. С учетом этих особенностей приходской жизни в эмиграции слова Шмемана уже не звучат революционно, что подтверждается сравнением с идеями митр. Антония Сурожского, которому он себя противопоставляет. Хотя Шмеман и высказывается критически о пастырских подходах владыки, более детальный разбор ясно демонстрирует: во взглядах на духовничество их можно назвать скорее единомышленниками, чем антагонистами – оба предостерегают пастырей и верующих от младостарчества, формализма и психологизации исповеди.
Н. Н. Павлюченков. «Формирование “богословия всеединства” в ХХ в.: к постановке проблемы»
Влияние В. С. Соловьёва на русскую религиозную мысль в ХХ в распространилось и на область богословия. Попытки богословской рецепции предложенной Соловьёвым метафизики всеединства были осуществлены в работах свящ. П. Флоренского и прот. С. Булгакова. Последние вызвали богословскую полемику и тем самым способствовали развитию православного богословия. Поэтому тема становления богословия всеединства имеет не только чисто исторический интерес.
Н. К. Антонов. «Авторская стратегия высказывания о священстве в "Апологии" свт.
Григория Богослова»
Этот текст сегодня воспринимается как трактат о священстве наряду с «Шестью словами о священстве» свт. Иоанна Златоуста и «Об обязанностях» свт. Амвросия Медиоланского, несмотря на их жанровое, структурное и содержательное различия. Докладчик путем рассмотрения жанровой природы «Апологии», а также принципов воздействия этических трактатов поздней Античности предложил понимать его как текст, адресованный клиру и желающим в него вступить и призванный трансформировать своего читателя. Была высказана гипотеза о том, что именно в таком качестве названные три текста могут рассматриваться как рядоположенные.
Помимо этого, в секции «Церковная история» с докладом «Подвижники церковной науки: свт. Филарет (Дроздов) и профессура Московской духовной академии» выступил диакон Евгений Лютько.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, помимо массы общецерковных и епархиальных дел, имел, в соответствии с Уставом 1814 г., особое попечение о Московской духовной академии. В течение всего периода его епархиального правления (1821-1867) он оказывал колоссальное влияние на интенсивность, тематику и характер научных исследований в МДА. В докладе прослеживаются три фазы истории взаимодействия профессуры МДА и Московского митрополита: 1. Вовлечения академической корпорации в зону влияния свт. Филарета (1821-1835) 2. Эпоха его максимального влияния на развитие духовно-академических исследований (1835-1857) 3. Время отхода святителя от дел в силу преклонного возраста и внутриполитических изменений в Российской империи (1857-1867).