Сотрудники биологического факультета МГУ при участии российских коллег изучали, как глобальное изменение климата сказывается на морских беспозвоночных. Во время сравнения проб из Баренцева, Белого и Японского морей ученые обнаружили голожаберного моллюска из Пацифики, который, судя по молекулярно-генетическим данным, появился совсем недавно, однако различий с ближайшими родственниками оказалось достаточно, чтобы выделить его в новый для науки вид. Находку подробно описали и назвали в честь заведующего кафедрой зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ академика РАН Владимира Васильевича Малахова. Исследование проходило при поддержке РНФ и РФФИ, его результаты опубликованы в научном журнале Invertebrate Zoology.
Открытие нового вида произошло случайно. Зоологи занимались исследованием родственных связей голожаберных моллюсков от Атлантики до Пацифики в рамках крупного проекта и анализировали голожаберных моллюсков, отобранных из Японского, Баренцева и Белого морей. «Для своих исследований в качестве модельной группы мы выбрали голожаберных моллюсков, – рассказала один из авторов исследования, инженер Беломорской биологической станции МГУ Анна Михлина. – Это крупный отряд брюхоногих моллюсков, включающий около 3000 видов. Его представители отличаются высоким разнообразием форм и пищевых предпочтений, а также являются важным компонентом морских донных сообществ. Реконструкция их эволюционной истории служит превосходным инструментом изучения перестроек в сообществах, частью которых они являются».
В результате анализа проб из Японского моря был описан новый вид голожаберных моллюсков Eubranchusmalakhovi sp.n. Он оказался морфологически и генетически отличным от арктического вида E. odhneri и обитающего в северо-восточной части Тихого океана E. sanjuanensis. Новый вид филогенетически близок к виду E. odhneri, с крайне невысокими отличиями по митохондриальной ДНК. Для оценки времени дивергенции видов E. Malakhovi – E. odhneri применялся метод молекулярных часов. По результатам этого анализа данные виды разошлись ~1,5 млн лет назад, что является относительно небольшим сроком.
«Нами были выдвинуты две гипотезы пути образования видов комплекса Eubranchus odhneri – Eubranchus sanjuanensis: аллопатрическое видообразование или экологическая радиация, – пояснила первый автор исследования, старший научный сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Ирина Екимова. – Первое возможное объяснение состоит в том, что видообразование связано с открытиями и закрытиями Берингова пролива в результате климатических изменений в плиоцене и плейстоцене. Однако, при столь небольшом возрасте ближайшего общего предка следует ожидать крайне невысокого числа случайно закрепившихся морфологических изменений, уникальных для каждого из молодых аллопатрических видов. В пользу второй гипотезы говорит наличие отличий у изучаемых видов в строении пищеварительной (в первую очередь, радулы) и половой систем, а также книдосаков – мешочков на концах спинных выростов, где содержатся похищенные у пищевого объекта стрекательные клетки».
Эволюция голожаберных моллюсков тесно связана с изменением пищевых предпочтений и сменой способа добычи пищи. Специализация на определенном пищевом объекте, изменение механизма питания находят отражение в строение пищедобывательного аппарата и, в первую очередь, радулы. Различная морфология радулы у близких видов может говорить о том, что причиной расхождения видов является смена образа жизни и объектов питания.
Облик морских экосистем в последние годы претерпевает значительные изменения под влиянием глобальных изменений климата и активной хозяйственной деятельности человека. Чтобы разобраться, как эти факторы влияют на биоразнообразие, специалисты из разных областей проводят филогеографические исследования. В частности, проект по изучению связи фаун Арктики и бореальных зон Атлантики и Пацифики, в рамках которого был открыт новый «молодой» вид, имеет именно такие цели.
В работе принимали участие сотрудники Института биологии развития имени Н.К. Кольцова РАН и Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцева РАН.